Интервью

Терминал с высокими принципами

Основной стивидор Большого порта Санкт-Петербурга удержал высокий уровень грузооборота и корпоративных стандартов

Терминал с высокими принципами
Фото: АО «ПНТ»
По данным Ассоциации морских торговых портов, в первом квартале 2024 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,7%, до 13,4 млн тонн. Солидный вклад в общий успех внес его основной стивидор — АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ).

По итогам 2023 года стивидор уменьшил грузооборот год к году на 7,4%, до 8,1 млн тонн. Как пояснила председатель совета директоров АО ПНТ Елена Васильева, сказалось эмбарго на поставки дизтоплива в Европу, введенное для поддержки внутреннего топливного рынка с февраля 2023 года. Но в непростой период терминал сумели быстро адаптировать к новым правилам игры, в первую очередь за счет расширения продуктовой линейки сортов нефтепродуктов. Компания активно развивала перевалку альтернативных грузов и подняла на новый уровень взаимодействие с производителями, участвующими в программах транзита. Кроме того, из-за изменений в логистике маршрутов стивидор увеличил необходимые танкерные партии.

«Чтобы удовлетворить новый запрос, в прошлом году была реализована уникальная схема дозагрузки танкеров большого дедвейта на якорной стоянке 5А Большого порта Санкт-Петербург», — отметил генеральный директор АО ПНТ Владимир Грызлов.

Традиционно основу грузовой базы терминала составляют темные нефтепродукты. В 2023 году их доля в объеме перевалки составила 51%. Еще 35% приходится на светлые нефтепродукты, оставшаяся часть — на неопасные наливные грузы. «В этом году структура перевалки изменилась: по итогам первых четырех месяцев в грузообороте существенно снизилась доля светлых нефтепродуктов (с 35% до 24%)», — сообщила госпожа Васильева.

Сегодня в фокусе внимания руководителей компании находится инвестиционный проект по модернизации терминала стоимостью 9,7 млрд руб., который является стратегически важным как для развития Большого порта, так и для города в целом. По словам госпожи Васильевой, сегодня, в рамках первого этапа, строятся крытая универсальная железнодорожная эстакада на 36 цистерно-мест, азотная станция, рекуператоры, манифольды и другие важные технологические элементы. Все работы выполняются в соответствии с графиком. Срок завершения первого этапа стратегического проекта реконструкции — первый квартал 2025 года.

ПНТ является крупным и ответственным налогоплательщиком на северо-западе страны. В прошлом году стивидорная компания перечислила в казну 1,3 млрд руб. По сравнению с 2022 годом налогооблагаемая база на прибыль выросла на 77%. «Кроме того, в соответствии с нововведениями в законодательстве мы досрочно внесли авансовый платеж по налогу на сверхприбыль», — заметил Владимир Грызлов.

После частичной мобилизации стивидорной компании, в отличие от строительной индустрии и IT-сектора, удалось избежать кадрового голода. «Хотя, безусловно, общую тенденцию нехватки специалистов высокой квалификации мы ощущаем», — признал господин Грызлов.

Большинство сотрудников ПНТ заняты в операциях по перегрузке нефтепродуктов. На предприятии ежегодно обновляется система профессиональной переподготовки сотрудников в соответствии с изменениями в законодательстве и производственных процессах, а также требованиями надзорных органов, в том числе Ростехнадзора.

Терминал с высокими принципами
Фото: АО «ПНТ»

Популярностью среди учащихся вузов пользуются программы стажировки. В Петербурге знают, что на ПНТ достойные зарплаты, приличный соцпакет и высокие корпоративные стандарты. Охотнее других на стажировку записываются студенты Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала Макарова и Санкт-Петербургского горного университета.

Сотрудники компании принимают активное участие в различных социальных мероприятиях, проходящих под эгидой администрации Кировского района Санкт-Петербурга. Также стивидорная компания поддерживает различные экологические инициативы жителей близлежащих районов, начиная от уборки мусора и заканчивая озеленением парков и скверов. На Петербургском нефтяном терминале развито и волонтерское движение по оказанию помощи бойцам СВО, в том числе мобилизованным с ПНТ.

Напомним, что в начале этого года украинские беспилотники впервые атаковали Санкт-Петербург. Удар принял на себя и ПНТ. К счастью, благодаря своевременным мерам по обеспечению безопасности обошлось без потерь как среди персонала, так и оборудования. Сегодня в тесном сотрудничестве с МЧС, МВД, СКР, ФСБ и Росгвардией организована защита терминала.

«Пока мы сохраняем свой прогноз по объемам перевалки на уровне прошлого года. Правда, по итогам первых четырех месяцев понятно, что будет существенное изменение в структуре грузооборота в пользу темных нефтепродуктов и неопасных наливных грузов», — подчеркнула Елена Васильева. С ее слов, в ближайшее время в процессе диверсификации бизнеса стивидорная компания планирует расширить продуктовую линейку.

Например, в 2025 году, после завершения первого этапа реконструкции, появится возможность перевалки химических и нефтехимических грузов. Согласно стратегическому плану развития предприятия, новыми маржинальными грузами станут бензиновые фракции и компоненты для их блендирования, продукты нефтехимии. Таким образом, роль ПНТ в логистической цепочке экспорта российских и транзитных грузов через порты российского Северо-Запада очень скоро существенно вырастет.

Материалы по теме:
Группа «Дело» может войти в проект с китайскими производителями портовой техники
Промышленность, 29 авг 07:00
На фоне дефицита кадров бизнес снижает требования к соискателям
Промышленность, 25 авг 08:00
Внедрение «вези или плати» на железной дороге вновь притормозили
«Газпром» констатировал медленное внедрение метановой автотехники
Свежие материалы
Модель для сборки
Как «Сколково» развивает экосистему за пределами инновационного центра
Место будущего
Как работает образовательная среда Сколково
ОЭСР приступила к снижению
Россия и весь мир совершают плановую экономическую посадку