Интервью

Топливный баг

Нефтяные компании останутся без выплат по демпферу в размере 35 млрд рублей

Топливный баг
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
Средняя цена бензина Аи-92 на Петербургской бирже в сентябре, как и в августе, превысила уровень, при котором нефтяным компаниям положены выплаты в рамках демпфера. Но если за сентябрь нефтяники могут получить деньги из бюджета благодаря внесенным в Госдуму поправкам в Налоговый кодекс (НК), то за август — нет. В Минфине подтвердили «Эксперту», что новые условия выплат заработают «ретроспективно» с 1 сентября. Аналитики оценили объем потерь от обнуления демпфера по бензину за август в сумму около 35 млрд руб.

Средняя цена бензина марки Аи-92 на Петербургской бирже в сентябре 2025 г., по подсчетам «Эксперта», составила 72,3 тыс. руб. за тонну (руб./т). Это на 11,85 тыс. руб./т выше «отсечки», установленной в НК, при которой нефтяные компании могут рассчитывать на выплаты из бюджета в рамках демпфирующего механизма. Демпфер обнуляется при отклонении оптовой цены от предельных значений на 10% по бензину и на 20% по дизельному топливу. В сентябре среднемесячная оптовая цена бензина не должна была превышать 66,45 тыс. руб./т, дизеля — 68,64 тыс. руб./т.

Такая же ситуация сложилась в августе: тогда средняя цена бензина Аи-92 в оптовом звене достигла 69,34 тыс. руб./т — на 2,85 тыс. руб./т выше допустимых значений, установленных в НК. Нефтяные компании рассчитывали на изменение Налогового кодекса таким образом, чтобы в нем было отражено «ретроспективное» (задним числом) увеличение отклонения биржевых цен для демпфера с 1 августа. Соответствующее поручение давал вице-премьер Александр Новак еще в середине августа (документ есть у «Эксперта»), но эта мера так и не была реализована.

Зачем нужен демпфер


Демпфирующий механизм работает с 2019 г. Он предполагает выплату компенсаций из бюджета производителям топлива, если его экспортные цены превышают условные внутренние (индикативную цену). В обратном случае нефтяные компании должны перечислять часть прибыли в бюджет. Формула демпфера также предполагает обнуление выплат НПЗ при слишком сильном отклонении индикативной цены — резком росте в течение месяца оптовой стоимости горючего. Цель демпфера — сдержать стоимость топлива внутри России в условиях роста цен на мировых рынках.

В механизм неоднократно вносились корректировки. Одна из последних заработала с 1 января 2025 г. Произошло разделение выплат по демпферу: теперь при превышении предельной внутренней цены одного из видов топлива (бензина или дизеля) не будет происходить обнуление сразу по обоим видам топлива, как было раньше.

Александр Новак говорил 25 сентября журналистам, что порог отклонения от средней биржевой цены бензина, при котором обнуляется демпфер, будет увеличен на 10 п.п. (с 10 до 20%) с 1 сентября. О выплатах за август вице-премьер тогда не упоминал. Поправки в НК, предусматривающие изменение демпфера именно с 1 сентября, были внесены 29 сентября в Госдуму. Среди прочего они предусматривают увеличение отклонения от средней цены дизельного топлива также на 10 п.п. — с 20 до 30%. Фактически внесение поправок, предусматривающих корректировки демпфера с 1 сентября, означает обнуление выплат за август по бензину. Отметим, что НПЗ за всё время действия демпфера лишь один раз остались без выплат из-за превышения предельных оптовых цен — в сентябре 2023 г.

Согласно внесенным в Госдуму поправкам, с 1 сентября 2025 г. предельная цена, выше которой демпфер будет обнуляться, по бензину составит 72,54 тыс. руб./т, по дизельному топливу — 74,36 тыс. руб./т. Таким образом, когда поправки в Налоговый кодекс будут приняты, нефтяные компании смогут рассчитывать на выплаты из бюджета по демпферу за сентябрь.

Демпферные выплаты по дизельному топливу нефтяники получат в любом случае, поскольку «отсечка» по этому виду топлива не была превышена: средняя биржевая цена дизеля в сентябре составила 66,86 тыс. руб./т. Это ниже как текущей предельной цены, так и новой в рамках внесенных в Госдуму поправок.

Упущенные выплаты

Исследовательская группа «Петромаркет» в комментарии для «Эксперта» оценила объем выплат нефтяным компаниям по демпферу в 35 млрд руб. за август и 40 млрд руб. за сентябрь. «Возможность получения этих выплат нефтяными компаниями будет зависеть от решения правительства по корректировке условий, при которых демпфер выплачивается. В рамках действующих условий демпфер выплате не подлежит ни за август, ни за сентябрь», — напомнили в «Петромаркете».

«Минфин учел параметры допустимого отклонения фактических оптовых цен внутреннего рынка топлива от их установленных значений, которые будут использоваться при определении демпфирующей составляющей, в законопроекте, направленном на выполнение положений основных направлений налоговой политики. Документом предусмотрено, что с 1 сентября 2025 г. порог отклонения для бензина увеличится с 10 до 20%, для дизтоплива — с 20 до 30%», — заявили «Эксперту» в пресс-службе Минфина.

«Эксперт» также направил запросы в аппарат вице-премьера Александра Новака и крупнейшие нефтяные компании.

По дизельному топливу, по предварительной оценке «Петромаркета», выплаты в рамках демпфера составят 30 млрд руб. за август и 45 млрд руб. за сентябрь.

Схожие оценки приводит старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин. По его словам, потери нефтяных компаний за сентябрь составят около 34 млрд руб. Субсидии из бюджета по дизельному топливу могут составить 46 млрд руб. за август и сентябрь, добавил аналитик. «В целом потеря 34 млрд руб. в месяц не столь значимая для сектора, поскольку в последние месяцы рост оптовой цены компенсирует потерю данного демпфера», — отметил Кирилл Бахтин.

В то же время старший аналитик компании «Эйлер» Андрей Полищук считает важными для нефтяной отрасли выплаты по демпферу в условиях относительно невысоких розничных цен. «Размеры демпфера и так уже значительно снизились из-за падения цен и укрепления рубля. При обнулении демпфера дополнительные потери могут составлять до 1% в месяц от годового размера EBITDA нефтяных компаний», — подсчитал он.

Дефицитный рынок

Проблема с демпферными выплатами и ростом биржевых цен на топливо возникла еще в середине лета. Причиной стали в том числе повышенный сезонный спрос на топливо и внеплановые ремонты НПЗ. Правительство, чтобы обеспечить внутренний рынок необходимым объемом нефтепродуктов, с конца июля запретило экспорт бензина для всех участников рынка. Изначально ограничения были введены сначала до конца августа, затем продлены на сентябрь, а 30 сентября кабмин продлил запрет до конца 2025 г. и ввел аналогичные меры по экспорту дизеля и газойлей, касающиеся только непроизводителей (трейдеров, малых НПЗ и пр.).

Несмотря на запрет экспорта, объем реализации бензина на Петербургской бирже, как следует из данных торговой площадки, в августе снизился на 6,5% к предыдущему месяцу, до 876,7 тыс. т, дизтоплива — на 3,7%, до 1,68 млн т. Данные по объемам торгов нефтепродуктами за сентябрь еще не опубликованы, но источники «Эксперта» среди участников торгов отмечали в течение месяца падение суточных объемов реализации бензина до двухлетнего минимума. Национальное биржевое ценовое агентство, созданное Петербургской биржей, фиксировало весь месяц неудовлетворенный спрос на топливо на биржевых торгах. По состоянию на 29 сентября этот показатель по бензину Аи-92 составил 114,5% от общего объема реализации, по Аи-95 — 65,9%, по летнему дизельному топливу — 62,3%.

В розничном сегменте о проблемах с обеспечением нефтепродуктами уже неоднократно заявляли российские регионы. Например, глава Крыма Сергей Аксенов в связи с дефицитом бензина ввел ограничения на продажу бензина — не более 30 л в одни руки. Кроме того, в регионе договорились о заморозке цен на все виды топлива на месяц. «Небольшой дефицит» нефтепродуктов в России признавал Александр Новак. «Безусловно, в штабном режиме Министерство энергетики совместно с Министерством транспорта, РЖД, с нефтяными компаниями работают по увеличению и объемов производства, и обеспечению внутреннего рынка», — говорил он 25 сентября (цитата по ТАСС).

На фоне недостаточного предложения растет стоимость нефтепродуктов как в опте, так и в рознице. По итогам сентября цена бензина Аи-92 на Петербургской бирже выросла на 6,3%, до 73,8 тыс. руб./т, летнего дизельного топлива — на 15%, до 69,9 тыс. руб./т. Стоимость Аи-95 в опте немного снизилась за месяц (-0,9%), но всё еще остается на высоком уровне — 79,7 тыс. руб./т. Розничные цены на бензин, по данным Росстата, с начала года по 22 сентября выросли на 8,36% против общей инфляции 4,16%. Рост цены дизеля на АЗС за этот же период составил 3%.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 23 сен 21:00
Правительство может продлить запрет на экспорт бензина на октябрь и ввести аналогичную меру для дизеля
Как обеспечить Дальний Восток дешевой энергией
Глава Минэнерго предложил создать новый финансовый институт для льготного кредитования энергостроек
Промышленность, 29 авг 20:40
Нефтяные компании могут получить 45–65 млрд рублей задним числом
Свежие материалы
Доставка по правилам
Как агрегаторы перестраивают ресторанный бизнес
Рублю прогнозируют мягкую осень
Что будет с курсами валют в октябре
IT как якорь для талантов
Как современные колледжи препятствуют оттоку кадров из регионов