Интервью

Топливо оставляют в России

Правительство может продлить запрет на экспорт бензина на октябрь и ввести аналогичную меру для дизеля

Топливо оставляют в России
Фото: Александр Манзюк/ТАСС
Запрет на экспорт бензина для производителей, действующий в России с конца июля, может быть продлен на октябрь, рассказали источники «Эксперта». Правительство, по их словам, оценивает целесообразность введения аналогичных ограничений и по дизельному топливу на фоне роста биржевых цен. Опрошенные «Экспертом» аналитики считают оправданным краткосрочный запрет на экспорт дизеля.

Правительство России рассматривает продление на октябрь действующих ограничений по экспорту бензина для производителей (НПЗ мощностью более 1 млн т в год), а также оценивает возможность введения аналогичных мер для дизельного топлива, сообщили «Эксперту» три источника на топливном рынке. Эти вопросы обсуждались 23 сентября на совещании у вице-премьера РФ Александра Новака, уточнил один из собеседников. Однако окончательное решение, по его словам, пока не принято.

Один из источников не видит оснований для запрета экспорта дизтоплива. Но вероятность продления кабинетом министров ограничительных мер по бензину «как минимум на октябрь» он оценивает как высокую.

Источник ТАСС 23 сентября утверждал, что экспорт как бензина, так и дизельного топлива может быть ограничен до конца года. Собеседники «Эксперта» эту информацию не подтверждают.

Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин в разговоре с журналистами допустил принятие дополнительных ограничительных мер на вывоз топлива, но не подтвердил такие обсуждения. «Если потребуются ограничения дополнительные на вывоз, то ограничения тоже могут быть приняты», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Чиновник подчеркнул, что будут приняты все необходимые меры, чтобы обеспечить рынок моторным топливом.

«Эксперт» направил запросы в аппарат Александра Новака, а также в пресс-службы Минэнерго, ФАС и крупнейших нефтяных компаний.

В России действует запрет на экспорт бензина для производителей до конца сентября, а для непроизводителей (трейдеров и малых НПЗ с низким уровнем переработки) — до конца октября. По дизельному топливу экспортных ограничений нет, но они уже вводились кабмином ранее. Так, правительство ограничивало поставки за границу осенью 2023 г. (на два месяца с 21 сентября) из-за резкого роста цен в оптовом звене.

Меньше и дороже

Ограничения рассматриваются из-за очередного скачка оптовых цен на бензин и дизельное топливо, а также на фоне остановки некоторых крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на плановые и внеплановые ремонты.

По данным Петербургской биржи, цена бензина Аи-92 с 1 по 22 сентября выросла на 6%, до рекордных 73,6 тыс. руб. за тонну (руб./т), стоимость летнего дизельного топлива за аналогичный период увеличилась почти на 20%, до 72,2 тыс. руб./т. Бензин Аи-95 немного подешевел по сравнению с началом месяца — на 1,4%, до 79,2 тыс. руб./т, но оптовые цены всё еще на максимумах. Так, 3 сентября цена достигла рекордной отметки в 82,4 тыс. руб./т.

В розничном сегменте цены на бензин также демонстрируют рост, немного опережая инфляцию. По данным Росстата, с начала года по 15 сентября топливо подорожало на 7,7% при инфляции 5,78%. Цена дизельного топлива растет заметно медленнее инфляции: с начала года на АЗС оно прибавило на 2,6%. В среднем по России по состоянию на 15 сентября бензин Аи-92 стоил на заправках 59,6 руб./л, бензин Аи-95 — 65,1 руб./л, дизель — 71,9 руб./л.

Рост оптовых цен на бензин и дизель происходит в условиях снижения объемов торгов на бирже. Как следует из официальных данных площадки, в августе объем реализации бензина всех марок через биржевые торги сократился на 6,5%, до 876,7 тыс. т, продажи дизтоплива — на 3,6% и составили 1,69 млн т.

В середине сентября, как отмечает источник «Эксперта» среди участников биржевых торгов, фиксировалось падение суточного объема продаж бензинов Аи-92 и Аи-95 до двухлетнего минимума. По летнему дизельному топливу также идет сокращение объемов реализации: по данным Петербургской биржи, за неделю с 10 по 16 сентября они снизились на 10%. Но собеседник «Эксперта» связывает такую тенденцию, «скорее, с постепенным переходом потребителей с летнего дизеля на межсезонный и зимний сорта». Биржевые торги этими видами дизеля ведутся в период с 1 октября по 31 марта.

Жесткие регламенты

Для стабилизации оптовых цен и охлаждения спроса со стороны потребителей Петербургская биржа в начале сентября ужесточила правила торгов бензином, а 23 сентября и дизельным топливом. «Эксперт» ознакомился с соответствующим письмом, разосланным участникам торгов. По дизельному топливу площадка ввела ограничения на количество заявок на покупку товара, а также установила новые предельные границы колебания цены. Они были уменьшены для снижения волатильности — например, на условиях поставки «франко-вагон станция отправления» отклонение установлено на уровне 0,01% против 0,5% ранее. Такие же меры были введены биржей на торгах бензином с 8 сентября.

Источник «Эксперта» среди трейдеров скептичен к эффективности таких мер. По его словам, они «не несут никакого практического смысла» и могут создать ажиотажный отложенный спрос после отмены. Собеседник обратил внимание на другую проблему: исполнение некоторых биржевых контрактов (непосредственная поставка топлива), заключенных в конце августа — начале сентября, либо откладывается компаниями, либо отменяется из-за форс-мажорных обстоятельств. Два собеседника среди участников рынка подтвердили эту информацию, пояснив отмену поставок внеплановыми ремонтами на НПЗ.

В пресс-службе Петербургской биржи переадресовали вопросы «Эксперта» в Минэнерго.

Управляющий партнер компании «Пролеум» Максим Дьяченко в беседе с «Экспертом» назвал эффективность мер биржи по ужесточению правил торгов дизелем «относительной». По его словам, они не влияют на объем предложения на бирже, хотя действительно не дают слишком быстро расти ценам и ограничивают количество топлива, которое может купить один участник торгов.

«Это своеобразная система талонов: в условиях дефицита ресурс достается большему числу участников по более низкой условной цене. Это снижает посреднические наценки, делает рынок более прозрачным и снижает возможность стратегий, когда топливо скупается для перепродажи через несколько дней по завышенным ценам», — пояснил он логику биржи.

Временная мера

Максим Дьяченко добавил, что продление правительством запрета на экспорт бензина является логичным: «Запрет необходимо продлять. Сегодня рынку нужен сигнал, что ситуация хотя бы не будет ухудшаться».

Аналитик отметил, что по дизельному топливу ситуация тоже становится напряженной: цены растут, а из регионов начинают поступать сигналы о нехватке этого вида топлива. «Поэтому запрет экспорта дизеля был бы разумной мерой, пусть и временной — на 2–3 недели», — полагает он. В 2023 г., вспоминает Максим Дьяченко, аналогичный запрет привел к очень быстрому насыщению рынка: цены за один день скорректировались на 15 тыс. руб/т.

Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов считает оправданным ввести запрет на вывоз топлива за рубеж для непроизводителей (трейдеров, и прочих посредников). По его мнению, такое ограничение будет введено, если изменение правил биржевых торгов не сработает. «Сами по себе меры Петербургской биржи не могут что-то кардинально поменять. Это, скорее, сигнал от регулятора или, скажем так, последнее предупреждение», — подчеркнул он. Сергей Фролов добавил, что в целом рынок дизельного топлива в России гораздо легче «вернуть в нужное русло» из-за двукратного профицита производства в отличие от рынка бензина. На последнем, по его словам, есть физический дефицит топлива.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 29 авг 20:40
Нефтяные компании могут получить 45–65 млрд рублей задним числом
Промышленность, 28 авг 20:37
Объемы торгов моторным топливом в августе перешли к росту
Промышленность, 19 авг 19:54
Правительство хочет сдержать подорожание топлива в оптовой торговле
«Газпром» констатировал медленное внедрение метановой автотехники
Свежие материалы
Тихому курьеру сулят темную карьеру
В мире,
Британская разведка открыто вербует агентов в России
Россия готова придерживаться ДСНВ еще год после его истечения
В мире,
Срок договора заканчивается 5 февраля 2026 года
Принцип коллективной ответственности
Мнения,
Как израильтяне стали жертвами «культуры отмены»