Интервью

Топливу прописали мораторий

Почему власти установили запрет на обнуление демпферных выплат нефтяникам

Топливу прописали мораторий
Фото: Кристина Кормилицына/РИА Новости
Российские власти решили сохранить выплаты нефтяным компаниям по топливному демпферу вне зависимости от динамики роста биржевых цен, объявив мораторий на его обнуление. Соответствующий указ 12 октября подписал президент Владимир Путин. Опрошенные «Экспертом» аналитики отметили, что эта мера критически важна для поддержания рентабельности нефтепереработки. В то же время она создает риск дальнейшего роста цен на бензин и дизель.

Мораторий на обнуление выплат по демпферу, как следует из указа, будет действовать с 1 октября 2025 г. до 1 мая 2026 г. В этот период не будет применяться условие о допустимом пороге отклонения оптовых цен на бензин и дизтопливо, при превышении которого нефтяные компании лишаются трáншей из бюджета. Документ также выводит из-под акциза зимний дизель, который получают путем смешение дизтоплива, авиакеросина и других фракций для организаций, не имеющих собственных нефтеперерабатывающих мощностей.

В Минэнерго 12 октября заявили, что введение моратория на обнуление топливного демпфера позволит сохранить расчет субсидии на топливо для производителей и будет способствовать стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке. Вывод из-под акциза зимнего дизеля, как отметили в министерстве, позволит повысить экономическую эффективность производства морозостойких сортов этого вида моторного топлива.

Как работает демпфер


Демпфирующий механизм работает с 2019 г. Он предполагает выплату компенсаций из бюджета производителям топлива (НПЗ), если его экспортная цена превышает условную внутреннюю — индикативную цену. В обратном случае нефтяные компании должны перечислять часть прибыли в бюджет. Формула демпфера также предполагает обнуление выплат НПЗ при слишком сильном отклонении индикативной цены — резком росте стоимости топлива в опте на внутрироссийском рынке. С 1 января 2025 г. произошло разделение выплат по демпферу: теперь при превышении предельной внутренний цены одного из видов топлива (бензина или дизеля) не будет происходить обнуление сразу по обоим видам топлива, как было раньше.

На 2025 г. индикативная среднемесячная оптовая цена реализации бензина (измеряется только марка АИ-92) на внутреннем рынке установлена на уровне 60,45 тыс. руб./т, дизеля — 57,2 тыс. руб./т. Если при торгах на Петербургской бирже происходит отклонении средней за месяц цены от индикативной более чем на 10% для бензина и на 20% — дизтоплива, выплаты по демпферу обнуляются. Таким образом, для бензина предельная цена, при которой НПЗ могут рассчитывать на выплаты из бюджета, составляет 66,45 тыс. руб./т, для дизеля — 68,64 тыс. руб./т.

Как хотели выручить нефтяников

Ситуация с выплатами нефтяникам в рамках демпфирующего механизма осложнилась с августа: на фоне внеплановых ремонтов НПЗ оптовая стоимость бензина, от которой зависят субсидии, начала резко расти. По подсчетам «Эксперта», в августе средняя цена бензина АИ-92 составила 69,3 тыс. руб./т, в сентябре — 72,3 тыс. руб./т. Оба этих показателя превышают допустимые в рамках демпфера отклонения. Цена дизельного топлива находилась ниже установленных предельных цен.

Правительство рассматривало различные варианты для того, чтобы избежать обнуления демпферных выплат для нефтяников. Например, в августе вице-премьер Александр Новак поручил предусмотреть возможность «ретроспективного» (задним числом) изменения отклонения оптовых цен. Тогда обсуждалось увеличение отклонения с 10% до 15% по бензину и с 20% до 25% — по дизтопливу. Но эта мера в итоге не была реализована.

В Госдуму 29 сентября были внесены поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие изменение демпфера с 1 сентября. Кроме того, согласно этим поправкам, предусматривается увеличение отклонения от средней цены бензина уже не до 15%, а до 20%, по дизельному топливу — до 30% вместо 20%. В Минфине подтвердили «Эксперту», что новые условия выплат нефтяникам заработают с 1 сентября. Таким образом, субсидии по бензину за август были обнулены. Это подтверждает статистика Минфина — в сентябре нефтяные компании получили 30,5 млрд руб. демпферных выплат (за август) против 80,4 млрд руб. месяцем ранее (за июль). За 9 месяцев 2025 г. демпферные выплаты нефтяникам составили более 700 млрд руб., за весь 2024 г. — 1,8 трлн руб., 2023 г. — 1,59 трлн руб.

Нефтяные компании предлагали и более радикальные меры поддержки. Так, глава «Газпром нефти» Александр Дюков 18 сентября говорил о необходимости временно приостановить обнуление демпфера. Эта идея, по словам источника «Эксперта» на топливном рынке, также обсуждалась на совещании у вице-премьера Александра Новака 9 октября.

НПЗ подсели на демпфер

Указ президента о моратории на обнуление демпферных выплат, по словам зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, нацелен на повышение рентабельности нефтепереработки. «Выплаты по демпферу критичны для нефтяников — это единственная мера, которая помогает сегодня обеспечивать внутренний рынок топливом. Условия налогового маневра таковы, что российским нефтяным компаниям после добычи нефти и выплаты основной части налогов выгоднее отправить нефть на экспорт, а не перерабатывать ее внутри страны», — сказал он «Эксперту».

Старший аналитик аналитической компании «Эйлер» Андрей Полищук отмечает, что принятая президентом мера снимает риски дополнительного роста оптовых и, как следствие, розничных цен, поскольку НПЗ гарантировано будут получать компенсации и сохранят маржинальность.

Управляющий директор компании «Пролеум» (одного из крупнейших топливных трейдеров в РФ) Максим Дьяченко отмечает, что без выплат по демпферу основные нефтеперерабатывающие компании в этом году в целом могут стать убыточными. Согласно данным, которые привел Максим Дьяченко, суммарная прибыль крупнейших нефтяных компаний в первом полугодии 2025 г. составила 286 млрд руб., а выплаты по демпферу — 545 млрд руб. за этот же период. Но в то же время Максим Дьяченко указал на риски, связанные с мораторием на обнуление демпфера: «Есть риск, что нефтяники не будут сдерживать оптовые цены, а будут стараться удержать стоимость топлива в рознице. Тогда независимые АЗС будут убыточны, а это 11–14 тыс. заправок в России».

Дмитрий Гусев добавил, что в мелкооптовом звене топливного рынка цены еще выше, чем в опте. По его словам, там стоимость топлива превышает биржевую на 15–20 тыс. руб. за тонну. Именно мелкооптовый сегмент, по его мнению, нуждается в дополнительном регулировании.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Потенциальную выгоду для бюджета от перевода авто на газ оценили почти в 2 трлн рублей
Промышленность, 30 сен 21:09
Нефтяные компании останутся без выплат по демпферу в размере 35 млрд рублей
Промышленность, 23 сен 21:00
Правительство может продлить запрет на экспорт бензина на октябрь и ввести аналогичную меру для дизеля
Промышленность, 12 сен 00:30
Минпромторг разрабатывает программу поддержки редкоземельных металлов
Свежие материалы