Интервью

Трамвай на вырост

Российский пятисекционный скоростной трамвай представят на ИННОПРОМЕ-2025

Трамвай на вырост
Новый пятисекционный трамвай 71–952 претендует на то, чтобы стать самым вместительным и технологичным на российском рынке. Востребованность такой техники обусловлена ростом пассажиропотоков в растущих городских агломерациях, жители которых все чаще делают выбор в пользу общественного транспорта, если он отвечает современным требованиям комфорта.

По данным Росстата, ежегодно в РФ автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более 10 млрд пассажиров. С таким внушительным пассажиропотоком справляется парк общественного транспорта, который оценивается Минтрансом РФ на уровне 150 тыс. транспортных средств. Из них львиная доля, около 135 тыс., приходится на автобусы, 7 тыс.— трамваи, остальное — троллейбусы.

При этом изношенность техники сегодня один из острых вопросов развития общественного транспорта. По данным Минтранса, средний возраст автобусов в России сейчас составляет около 8 лет (при нормативном сроке эксплуатации 7–10 лет), троллейбусов — 15 лет (при сроке службы до 15 лет).

Самый изношенный вид наземного общественного транспорта — трамваи: их средний возраст оценивается в 25 лет при аналогичном сроке службы

Необходимость обновления общественного транспорта, повышение его комфортности и безопасности является одной из национальных целей развития России. Согласно указу «О национальных целях», подписанному президентом Владимиром Путиным в мае 2024 года, в ближайшие шесть лет до 85% парка общественного транспорта в городах и агломерациях должно быть не старше нормативного срока эксплуатации.

Самый большой в России

Значимую роль в обновлении трамваев в России играет крупнейший производитель рельсового транспорта в стране и один из лидеров глобального рынка — корпорация «Трансмашхолдинг». Одна из ее партнерских компаний — «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) — на международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2025 в Екатеринбурге представит инновационный российский пятисекционный скоростной трамвай 71-952, открывающий новый сегмент легкого рельсового транспорта и городской мобильности в РФ. Серийный выпуск модели запланирован на 2026 год.

По данным компании, новинка имеет длину 37,5 м. В салоне с панорамным остеклением предусмотрено 72 сидячих места, максимальная вместимость составляет 400 человек. При этом в конструкцию вагона можно добавить еще две секции с увеличением вместимости до 500 человек. Высокую скорость посадки и высадки обеспечивает наличие 14 дверей — они оснащены бегущими сигнальными огнями и выполнены со сплошным остеклением.

Производитель обращает внимание, что в модели используются алюминиевые сплавы, что значительно снижает пожарные риски.

Максимальный комфорт пассажиров обеспечивают эргономичные сидячие места, подогреваемые зоны у дверей, специальные кронштейны для велосипедов, аппарели для доступа в салон маломобильных граждан, усовершенствованная система климат-контроля, USB-розетки и мультимедийные комплексы.

Робот поможет водителю

Из высокотехнологичных решений в новом скоростном трамвае — интегрированная система активной помощи водителю на базе российских разработок в сфере искусственного интеллекта, адаптированная под длину пятисекционного вагона. По данным компании, она следит за соблюдением скоростного режима, с помощью камер и датчиков «понимает» дорожную ситуацию и при возникновении угрозы предупреждает водителя, а при отсутствии реакции — автоматически активирует плавное торможение. Также реализован контроль состояния и внимания водителя.

Всего же трамвай 71–952 способен автономно проходить до 15 км при полной загрузке салона пассажирами, работе климатических установок и поддержании скорости сообщения 25 км/ч, а при комплектации энергоаккумуляторами, заряжающимися в ночное время, запас хода может достигать 100 км.

Инженеры особенно подчеркивают, что благодаря тележкам с равномерным распределением нагрузки и специально спроектированными узлами сочленения скоростной трамвай будет уверенно вписываться в кривые малого радиуса до 16 м. Это позволяет эксплуатировать его даже в районах с плотной застройкой и «в режиме челнока» без разворотного кольца за счет двусторонней компоновки.

Повышенная локализация

Производство трамвая 71–952 будет в следующем году запущено на заводах ПК ТС в Энгельсе, Твери и Санкт-Петербурге. Производитель заявляет о высокой степени локализации нового продукта — она достигает 95% (оставшиеся 5% приходятся на электронику из дружественных стран). Например, компании удалось локализовать производство редукторов: ранее их закупали в Чехии, а сегодня изготавливают на дочернем предприятии ПК ТС в Твери. В 2022–2024 годах компания, по ее данным, вложила в развитие производственных мощностей и суверенизацию подвижного состава свыше 2,3 млрд руб.

«Сегодня мы видим, что Российская Федерация готова дать качественный электротранспорт. У каждого вида есть своя ниша, которую необходимо развивать», — комментирует генеральный директор «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин. По его словам, пятисекционный скоростной трамвай — естественный ответ на растущие пассажиропотоки в крупнейших мегаполисах. «Он также актуален для агломераций, где требуется соединить отдаленные районы без масштабного строительства метро. Спрос на такие вагоны уже формируется — с перспективой как серийного производства, так и адаптации под конкретные задачи», — подытоживает Александр Дубровкин.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, Вчера 08:00
Внедрение «вези или плати» на железной дороге вновь притормозили
Промышленность, 19 авг 21:40
На железной дороге наметился тренд на ускоренное списание «грузовиков»
Промышленность, 13 авг 00:05
Счетная палата проверила федеральные агентства в сфере транспорта
«Газпром» констатировал медленное внедрение метановой автотехники
Свежие материалы
Детей освободили от уроков
Как отразится на школах обязательное тестирование мигрантов на знание русского языка
Погода отклонилась от нормы
Наука,
Как климатические колебания повлияют на сельское хозяйство