Виды инновационных стратегий

Горнило для инноваторов

Краснодарская компания, предлагающая уникальную технологию обработки изделий из металла, прошла полный цикл внедрения инновационной разработки: от многолетнего научного исследования до запуска производства. Её пример убедительно показывает, что инновационная экономика может начинаться с малого бизнеса

МестоКомпанияОбъем реализации (млн руб.)Прибыль до налогообложения (млн руб.)Чистая прибыль (млн руб.)
Наступательная Заключается в тщательном исследовании рынка на предмет рентабельности выпуска высокотехнологических новинок. Характеризуется высокими рисками Применяется в основном крупными предприятиями, которые могут позволить себе жёсткую конкурентную борьбу и высококвалифицированный персонал
Оборонительная Заключается не в активном внедрении новых научно-технических разработок, а в стабильной реализации имеющихся Такой тип используется предприятиями со стабильной долей на отраслевом рынке, хорошей технологией производства, обученным персоналом
Промежуточная Применяя такой тип стратегии, предприятие ищет и находит слабые стороны конкурентов и использует их. При этом происходит не конкурентная борьба, а просто заполнение тех ниш на рынке, которые другие по какой-либо причине не используют (не обязательно из-за отсутствия возможности — вполне вероятно, что, например, из-за отсутствия интереса к данной сфере). Примером инновационной промежуточной стратегии можно назвать выпуск и продажу металлур­ги­ческим предприятием посуды на основе собственного сырья Подходит для любого сегмента бизнеса
Поглощающая Вид стратегии, при которой предприятие при выпуске своего продукта использует не только собственные научно-технические разработки, но и чужие, перекупая права на них. Такая стратегия обычно используется в сочетании с какой-нибудь другой. Очень часто новые разработки слишком сложны для существующей на предприятии технической базы, или слишком ресурсозатратны, или не подходят под стратегическую политику предприятия; в таких случаях разработки продают другим заинтересованным фирмам Средний и крупный бизнес с развитыми структурами для научно-технических разработок и свободными ресурсами для покупки и внедрения новых технологий
Разбойничья Этот вид инновационной стратегии подразумевает выпуск на рынок большого количества привычного продукта с применением новшества, которое продлит его технико-эксплуатационные параметры. Если у предприятия хорошая научно-техническая база и принципиально новая разработка, оно может воспользоваться продуктом конкурента и наладить его выпуск — грубо говоря, украсть чужую разработку Стратегия показала себя наиболее эффективной для стартапов, предприятий, которые только начинают завоёвывать долю на уже сложившемся рынке
Имитационная Предприятие копирует продукты конкурентов, добавляя какие-нибудь новшества от себя: в дизайне, технических характеристиках, вкусе (если речь о продуктах питания) и так далее. Обычно используется, если у предприятия есть возможность сэкономить на издержках производства и стабильное положение на рынке. При определённой последовательности действий, сноровке и грамотной политике можно даже обогнать предприятие, которое выпускает оригинальный продукт Предприятие среднего или малого бизнеса с развитыми производственными подразделениями
Источник:

Аналитический центр «Эксперт ЮГ»