Анекдот русского рока

31 мая 2007, 00:00

После четырнадцатилетнего перерыва группа «Аукцыон» выпустила новый альбом. Он называется «Девушки поют»

Новый альбом «Аукцыона» стал для поклонников группы тем чудом, которого ждешь, не особенно в него веря (когда рак свистнет, когда «Аукцыон» запишется). В роли чудодея-стимулятора выступил Френк Лондон из Klezmatics, который привез «Аукцыон» в Америку и широким жестом представил Леониду Федорову западных музыкантов: мол, кого хочешь, выбирай. Федоров выбрал знаменитых — Джона Медески (клавишника Джона Зорна), Марка Рибо (гитариста Тома Уэйтса) и саксофониста Неда Ротенберга. Так на свет появились «Девушки...».

Обнажение приема — дешевый трюк. Но про «Аукцыон» надо либо ваять верлибры — что-нибудь про чернозем и стеклотару (при этом все равно получится хуже, чем у автора текстов Озерского) — либо рассуждать о жанре. Но такой подход Федорова забавляет: да называйте, как хотите, какая разница... Нет названия для ритмической истерики и ломких атональных рулад (так поют совсем маленькие дети), и для дикой языковой болтанки — тоже нет. Наверное, «Девушки поют» — это история про нью-йорк-ский авант-джаз; но это определение, скорее, реверанс в сторону Медески, Рибо и Ротенберга. «Аукцыон» семимильными шагами прет по эпохам; то, что было русским роком или, например, барокко, — лишь маячки его пути: авант-джаз тоже станет одним из них. Из звукового пространства мира Федоров как ковшом черпает: Малер, лютня, танки Гудериана и бомбы бен Ладена. Из этого он создает музыку — делайте что хотите, но он провоцирует. Заставляет говорить пошлости: что, мол, именно так появляется классика, а то, что она выросла из русского рока, со временем станет легендой или анекдотом.