Секретный конкурс скрипичных мастеров

7 июня 2007, 00:00

Накануне XIII Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве открылся V Конкурс скрипичных мастеров, тоже международный и тоже престижный

Настоящая скрипка рождается в иезуитской пытке: идеально ровную деревянную пластину смачивают и гнут, смачивают и гнут, используя металлические зажимы и крюки. То, что получилось, руки мастера-акушера долго ощупывают, прежде чем соединить с другой такой же измученной пластиной. И главное — не факт, что рожденная скрипка будет по-настоящему певучей.

Так что конкурс организован  по-взрослому: соблюдает обычные конкурсные технологии и пестует собственные мифы. Профессиональные мастера скрипичных дел представят свои скрипки, альты, виолончели и смычки, сделанные не ранее 2003 года. Само собой, только вручную и, что особенно важно в наш век новодела, без попыток имитации старинных инструментов. Как на конкурсе красоты, инструменты-конкурсанты обозначены номерами. Допущенным на второй и третий туры будет позволено нарушить обет молчания, не открывая, однако, личика: чтобы судьи не очаровались красотой форм, играть на струнных будут за занавесом.

Конкурс продлится 12 дней. Своей участи ждут 75 инструментов от мастеров разных стран, в том числе из традиционных центров скрипичного производства — Италии, Германии и Польши. Сугубо профессиональное соревнование не пренебрегает интересами публики — во всяком случае, на втором и третьем турах будут открытые прослушивания. А в финале в полном соответствии с каноном жанра лауреатов премируют не какими-нибудь банальными призами от спонсоров, а правом прозвучать со сцены в сопровождении оркестра.