Список к прочтению

7 июня 2007, 00:00

В Москве объявлены финалисты самой амбициозной российской литературной премии «Большая книга»

В списке 12 произведений, отражающих самые разные вкусы, — от «Ампира V» Виктора Пелевина до «Алексея Толстого», написанного Алексеем Варламовым для серии ЖЗЛ. Впрочем, главная премия (3 млн рублей) скорее всего достанется Людмиле Улицкой и ее роману «Даниэль Штайн, переводчик».

В этом году премия вручается второй раз. Учрежденная представителями крупнейших российских компаний, «Большая книга» создала определенный прецедент: впечатляли и размеры премии (в прошлом году премиальная сумма составляла $5,5 млн — проценты от этих денег формировали премиальный фонд), и неожиданное внимание олигархов к отечественной словесности.

Имя лауреата мы узнаем в ноябре, а пока экспертный совет премии передаст список финалистов Литературной академии, состоящей из политиков, литераторов, журналистов, деятелей культуры (всего более 100 человек), — она и должна будет сделать свой выбор, посвятив чтению совсем не легких книг ближайшее лето.

Нынешняя премиальная гонка ознаменовалась тем, что в «короткий список» вошли фигуры, провоцирующие российский литературный процесс и вместе с ним всю российскую действительность. Это критик журнала «Афиша» Лев Данилкин («Человек с яйцом», авторизованная биография Александра Проханова), Виктор Пелевин с последней книгой «Ампир V», прошлогодний лауреат премии Дмитрий Быков с антиутопией «ЖД».

Впрочем, бόльшие шансы на победу имеет Людмила Улицкая. Ее роман «Даниэль Штайн, переводчик» — тот редкий случай, когда интересы критиков и читателей уже совпали, о чем можно судить и по рецензиям, и по продажам. Книга затрагивает вопросы, которые до конца не осмыслены общественным сознанием. Это сага о польском еврее Даниэле, прообразом которого стал Даниэль Руфайзен, во время Второй мировой войны служивший у немцев, спасавший евреев, а затем принявший католичество. Позже герой — фамилию автор изменила на «Штайн» — уедет в Израиль и посвятит жизнь созданию еврейской христианской общины в Хайфе, где попытается преодолеть раскол между христианством и иудаизмом, вернуться к истокам, иудеохристианству. Впрочем, главная проблематика романа — не воссоздание единого для христиан и евреев образа Бога, а толерантность и ее границы, а точнее, исторические и политические ограничения, которые кому же и преодолевать, если не святым и писателям.