Стволовые клетки получили из кожи

Тренды
Москва, 14.06.2007
«Русский репортер» №4 (4)

Стволовые клетки можно получать из обычных клеток — фибробластов кожи. Об этом революционном способе сообщили в журнале Nature сразу три группы исследователей: из Гарварда, Кембриджа и Университета Киото. До сих пор получение стволовых клеток было чрезвычайно дорогостоящим и малоаппетитным процессом — их выделяли из абортивного материала, то есть из эмбрионов человека.

История открытия такова. Еще в прошлом году японец Шинья Яманака сумел ввести в фибробласты мышей новый генетический материал — четыре гена так называемых транскрипционных факторов. Под влиянием активности этих генов специализированные клетки кожи переходили в состояние, схожее с зародышевыми, то есть стволовыми, клетками. Но повторить это на реальных животных, а не «в пробирке», оказалось очень трудно.

Теперь же с помощью откорректированных методик сразу три независимые группы ученых воспроизвели результаты Яманаки и сообщили: да, действительно, живым мышам можно вводить стволовые клетки, полученные из кожи. Представляем, с какой радостью воспринял данные коллег Яманака, ведь научный мир еще помнит прошлогодний скандал с «корейским клонированием», когда ученые были обвинены в фальсификации результатов экспериментов.

Что дает новая технология? Ее значение сопоставимо разве что с клонированием овечки Долли. Теперь стволовые клетки можно получать сравнительно дешево, а главное — просто, нужно лишь взять подкожную пробу. Затем их можно модифицировать, вносить любые нужные гены, чтобы опять ввести в организм, допустим, в пораженный орган. В этом, собственно, и заключается суть генной терапии, с которой связывают будущее медицины.