Три дня в Болонье

14 июня 2007, 00:00

Колбаса, антисоветчики и Романо Проди

Давеча довелось автору этих строк побывать в городе Болонья на конференции «ЕС и Россия». Меня редко зовут на такие мероприятия. Что-то, наверное, во мне не так. А тут подфартило. Что самое интересное во всякого рода конференциях? Их содержание? Очень редко. Чаще всего люди, мелкие происшествия и место проведения.

Поскольку организаторами и участниками конференции, которая проходила в Болонском университете, со стороны Италии были в основном слависты, то они нас, представителей России, любили. А обидеть пытались венгерский депутат Европарламента г-н Шепфлин и некий г-н Бинанашвили из Колумбийского университета, упорно говоривший по-английски, но явно наш простой советский человек. Не буду пересказывать их инвективы, замечу только, что мы их с успехом и при явном сочувствии итальянцев отбили.

Что касается происшествий, то самое замечательное случилось с нами — автором этих строк и Сергеем Марковым, известным нашим политологом, — в первый день во время прогулки по старому городу, где мы неожиданно нос к носу столк­нулись с премьер-министром Италии Романо Проди. Он просто шел по улице с женой и четырьмя молодыми людьми незаметной наружности, которых мы определили как охранников. Увидев премьера, г-н Марков громко обратился к нему по-английски: «Господин Проди, привет из России!» Кстати, мы были единственными, кто так отреагировал на встречу с высокопоставленным лицом. Сами итальян­цы если и посматривали в его сторону, то вполне безразлично. И только нищий у церкви спрятался за колонну. Как будто застеснялся. Но самое неожиданное было впереди. Проди подошел к нам, поинтересовался, что мы здесь делаем. И узнав, что участвуем в конференции по такой животрепещущей теме, около двадцати минут увлеченно с нами беседовал. Суть беседы сводилась к тому, что все разговоры об антагонистических разногласиях между Россией и ЕС — это пустое. Все проблемы хотя и не просты, но решаемы. В том числе и энергетические. Просто нужно снизить накал обсуждений. Проди подтвердил, что он сторонник формулы, уже давно выдвинутой им в отношениях России и Европы: «Все общее, кроме институтов». Такой наказ нашей конференции получили мы из уст, можно сказать, одного из мировых лидеров. Как-никак Италия — член «Большой восьмерки».

 pic_text1 Фото: Alamy/Photas; Из личного архива А. Механика
Фото: Alamy/Photas; Из личного архива А. Механика

А потом он с нами сфотографировался. Я попытался припомнить, видел ли я в России кого-нибудь из сильных мира сего вот так запросто на улице. И не смог.

A propos. Болонья стоит того, чтобы побывать там даже на конференции. Моя маленькая заметка не путеводитель, но отмечу, что все, что должно быть в городе, в котором жили еще этруски, в нем есть. Храмы, которые начали строить в первом веке и где, возможно, служили еще апостолы. Башни, и очень высокие, и пониже, но зато сильно наклоненные, как будто итальянцы решили поставить падающие башни во всех своих городах. Самый старый университет Европы, в котором преподавателям впору говорить студентам почти словами Наполеона: «Сотни лет смотрят на вас со стен ваших аудиторий!» Хотя, судя по виду студентов, эти стены особого трепета у них не вызывают.

А еще на местном рынке торгуют колбасой — с виду совсем как наша любительская, но диаметром сантиметров тридцать-сорок — и окороками такого же размера. Говорят, Болонья — кулинарная столица Италии. Не успел оценить, но колбаса и окорока — загляденье и вкуснотища.