«Мусорная» часть генома оказалась не совсем мусорной

21 июня 2007, 00:00

Все участки ДНК «работают» — к такому выводу пришли исследователи из международного проекта ENCODE (Encyclopedia of DNA Elements — «Энциклопедия элементов ДНК»). Проект поражает своим размахом — 129 исследовательских групп числятся авторами первого отчета, опубликованного на прошлой неделе в журнале Nature.

Уже на предварительном этапе участники ENCODE пришли к неожиданным результатам, с трудом поддающимся объяснению. Раньше считалось, что только 3% генома человека участвуют в жизнедеятельности: 22 тыс. генов кодируют белки и «рабочие» молекулы РНК — рибосомные, транспортные, малые. Плюс небольшие участки, которые ничего не кодируют, но регулируют активность генов. Остальные 97% считались мусором — эволюционным резервом.

Теперь же выясняется, что любой участок ДНК транскрибируется, то есть молекулярная машина клетки «считывает» определенное место и изготавливает для него копию в виде молекулы РНК. Если бы это был обычный, «добропорядочный» ген, то судьба РНК-копии была бы ясна: молекула отправляется, например, в цитоплазму клетки, ее там еще раз «считывают» — и по записанной в ней инструкции синтезируется белок. Но вновь обнаруженные РНК никуда, похоже, не отправляются, и вообще непонятно, зачем они нужны организму. Есть предположение, что и они выполняют в геноме регулятивную функцию.

Там же, среди «мусора», нашлось большое число собственно регуляторов, которые неизвестно за что отвечают и, может быть, вообще ничего не регулируют. Как, например, сотрудник автоинспекции, машущий жезлом в чистом поле...

Серьезная головная боль ждет молекулярных биологов, если окажется, что обнаруженные элементы действительно выполняют особые функции (и не дай бог, если каждый — свою). Потому что в этом случае сложность клеточного устройства станет запредельной. Остается надеяться, что это все-таки «мусор». Побочный продукт.