Лучшая шутка Вуди Аллена

Культура
Москва, 28.06.2007
«Русский репортер» №6 (6)
Вуди Аллен очень любит музыку. Настолько, что на протяжении многих лет по понедельникам играл на кларнете со своей группой New Orleans Jazz Band в нью-йоркском отеле Carlile. Однако его отношение к классической музыке всегда было узнаваемо ироничным: «Я не могу долго слушать Вагнера. У меня возникает непреодолимое желание напасть на Польшу»

Поэтому новость о том, что в сентябре 2008 года новый сезон Лос-Анджелесского оперного театра откроется премьерой оперы Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» в постановке человека, который снял «Зелига», «Пули над Бродвеем» и «Сенсацию», сама по себе выглядит классической алленовский шуткой, смешной в силу своей парадоксальности. Кинорежиссеры нередко приходят в оперный театр, как это делали Франко Дзеффирелли и Александр Сокуров, но никогда еще оперу великого композитора в респектабельном театре не ставил 72-летний дебютант, поклонник аутентичного нью-орлеанского джаза.

Отыгрывая ролевую модель «маленького очкастого еврея, городского невротика», Вуди Аллен сделал предметом своей беспощадной иронии все, что так беспокоит средний класс: карьеру, самореализацию, слепое следование стереотипам, страх смерти, стресс и неуверенность в себе, семейные отношения и конечно же секс. Не случайно фильм, в 1972 году сделавший Аллена знаменитым, назывался «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить». И не случайно героиня фильма «Разбирая Гарри» бросает персонажу Аллена: «У тебя нет ценностей! Вся твоя жизнь — это нигилизм, цинизм, сарказм и оргазм!», на что тот отвечает: «Во Франции с этим лозунгом я бы пошел на выборы и выиграл». Совсем не случайно любовные похождения самого режиссера, его браки и разводы в какой-то момент стали напоминать его собственные фильмы, и в последнем его романе с собственной падчерицей можно обнаружить сюжет, схожий с сюжетом картины «Манхэттен». Но это и есть великое — и такое редкое — умение Аллена не разделять иронию и самоиронию и по большей части самому играть своих главных героев: нелепых, ошибающихся, сексуально озабоченных и страдающих.

Хотя Аллен на протяжении сорока лет последовательно и точно глумится над психотерапевтами (а также писателями, бандитами, преподавателями, поклонниками эзотерики), он тоже лечит душевные травмы своих зрителей — иронией, часто переходящей в беспощадный черный юмор. Он — единственный кинорежиссер, который смог точно указать на эмоциональные и интеллектуальные проблемы современников, но при этом не драматизировать их. Снимая полные сарказма и сочувствия фильмы, Вуди Аллен нашел единственно правильную интонацию разговора о сумбуре повседневной жизни — без пафоса и поучения. Он всего-навсего объяснил нам, что в жизни всегда присутствует доля тяжелого абсурда. Избавиться от него возможно. Над ним можно иронизировать или издеваться, и это, без сомнения, поможет — по крайней мере, на время. До нового любовного приключения. Об этом Вуди Аллен говорит вот уже несколько десятилетий. Он фантастически плодовит: с момента своего режиссерского дебюта в 1966 году он поставил 42 фильма.

  Фото: Gamma/East News; Retna/RPG
Фото: Gamma/East News; Retna/RPG

Сейчас Аллен снова в отличной форме. На восьмом десятке у него открылось второе дыхание. Если в начале 2000-х казалось, что Аллен «исписался», то сейчас он явно нашел для себя новый источник вдохновения, новую звезду и начал снимать фильмы, которые снова стали популярны. Самый нью-йоркский режиссер американского кино почувствовал себя комфортабельно в Лондоне, где снял «Матч-пойнт», который называет своим лучшим фильмом, «Сенсацию» и только что завершенную «Мечту Кассандры». Как и тридцать лет назад, звезды продолжают сниматься у него с удовольствием, и, похоже, его новой музой стала Скарлетт Йоханссон. У Аллена и прежде бывали любимые актрисы, которых он снимал из фильма в фильм, как Дайан Китон в 70-е или Миа Фэрроу в 80-е. Разница лишь в том, что между Алленом и Йоханссон, которая младше режиссера на 49 лет, романа так и не случилось.

Но что он будет делать с оперой? Он же человек слова: не случайно он получил 14 номинаций на награду Американской киноакадемии именно как сценарист (правда, «Оскара» Аллен получил только дважды — в 1977 году за «Энни Холл» вместе с «Оскаром» за лучшую режиссуру и в 1986 году за ленту «Ханна и ее сестры»). И, тем не менее, можно уверенно сказать, что постановка оперы Пуччини — совершенно алленовский жест. Он так долго измывался над классической музыкой, придумывая издевательские либретто для современного танца, что вполне закономерно для себя теперь сам оказался в оперном театре. Не исключено, что после премьеры «Джанни Скикки» он даже снимет фильм про чудака, который взялся ставить оперу, и про то, что с ним в результате произошло. Во всяком случае, по поводу своего оперного дебюта Вуди Аллен уже высказался: «Я даже не представляю, что я делаю. Однако некомпетентность еще никогда не мешала мне браться за что-то с энтузиазмом».

Впрочем, «Джанни Скикки» — материал вполне для него подходящий. Это единственная комическая опера Пуччини, к тому же одноактная. В ней есть многие любимые режиссером сюжеты: смерть, любовная история, нигилизм, цинизм и сарказм. Пуччини в Лос-Анджелесской опере, несомненно, станет гвоздем сезона: «Джанни Скикки» — лишь одна из частей «Трилогии» итальянского композитора, две другие оперы — «Плащ» и «Сестра Анжелика» — поставит еще один знаменитый американский режиссер, Уильям Фридкин. Его мы знаем по фильму «Экзорцист». Как будет выглядеть «Джанни Скикки» в постановке Аллена, можно только догадываться. Особенно если вспомнить, что он писал об опере. Вот, например: «На оперном спектакле в Милане, куда он пошел вместе со мной и моей дочерью, Нидлман высунулся из ложи и упал в оркестровую яму. Слишком гордый для того, чтобы признать случившееся ошибкой, он ходил в оперу каждый вечер в течение месяца и повторял это».

У партнеров

    «Русский репортер»
    №6 (6) 28 июня 2007
    Криминал
    Содержание:
    Братство окраин

    Редакционная статья

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Портфолио
    Случаи
    Реклама