Найден главный фермент копирования генов

Тренды
Москва, 12.07.2007
«Русский репортер» №8 (8)

ДНК-полимераза участвует в репликации лидирующей цепи ДНК эукариот, сообщает группа американских ученых из Национального института окружающей среды в свежем номере журнала Science.

В процессе генетической репликации (удвоения) двойная спираль ДНК «раскручивается», и на каждой из цепей материнской молекулы происходит копирование генетического материала. Реакция репликации может идти строго в одном направлении по цепочке ДНК. Лидирующая цепь строится непрерывно — в том же направлении, что и «раскручивается» материнская молекула, а на второй цепи копия строится кусками, которые потом сшиваются в одну цепь. Несмотря на то что после открытия механизма удвоения ДНК в опытах Мезельсона и Сталя прошло полвека, до сих пор не было ясно, какой из десятков известных ферментов выполняет главную роль в синтезе лидирующей цепи.

В публикации Science описан следующий изящный эксперимент. Авторы создали испорченную молекулу полимеразы ?, которая умеет копировать ДНК, но не умеет исправлять ошибки копирования. В штаммах дрожжей с такой поломкой полимеразы ? повышается число специфических ошибок в генетическом коде — тимин-адениновых замен. Исследователи увидели области в генетическом материале, где число таких ошибок велико, и на основании их расположения заключили, что данный фермент строит именно лидирующую цепь.

№8 (8) 12 июля 2007