Квантовая теория не закончена. Она развивается. Суть ее в том, что в решения классических уравнений вводятся квантовые поправки. Они позволили, например, показать, что сингулярности никогда не было, и сейчас эта точка зрения уже стала общепринятой (сингулярность — такое состояние Вселенной, когда вся ее масса сжата в одну точку с бесконечной плотностью; до появления инфляционной гипотезы считалось, что Большой взрыв взрывал как раз эту точку. — «РР»).
Информация о том, что было до Большого взрыва… Я думаю, что, во-первых, теряется далеко не один параметр. Во-вторых, нужно понимать, что информация не пропадает, а существует в недоступном виде. Если вы, например, сожжете рукопись, информация ведь не исчезнет — просто ее трудно будет восстановить.
Что же касается Вселенной, то, поскольку она стала большой, условия, существовавшие до Большого взрыва, отдалились на огромные расстояния. Мы пока не можем их увидеть. Они причинно не связаны с нами и недоступны для наблюдения, но они никуда не делись.
Время от времени появляются идеи и наблюдения, которые показывают нефридмановские признаки Вселенной. Это и есть то, что доходит из доинфляционной стадии — слабые сигналы на недоступных расстояниях.
Владимир Лукаш, заведующий отделом теоретической астрофизики Астрокосмического центра Физического института им. Лебедева РАН