Роулинг и коллективное бессознательное

Сцена
Москва, 19.07.2007
«Русский репортер» №9 (9)
Близится 21 июля… Весь мир замер, ожидая решения судьбы «самого молодого гладиатора XXI века». Мастера мирового хоррора Джородж Буш-младший и Стивен Кинг, как дети, просят сохранить Гарри Поттеру жизнь. Остается только удивляться тому, какой властью над миром (реальным, между прочим, миром) обладает эта женщина с несколько нездоровым взглядом

Мало кто сейчас всерьез болен поттероманией. С момента выхода первых книг прошло слишком много времени, чтобы могло сохраниться высокое напряжение страсти. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что мировая литература изобилует произведениями, главный герой которых умирает: это и «Дон Кихот», и «Сирано де Бержерак», и «Овод». До открытия антибиотиков люди вообще умирали часто. Это после Второй мировой западное сознание начало всерьез, «на всех фронтах» бороться за то, чтобы жизнь побеждала смерть. «Европейский дом», системы тотальной социальной защищенности и голливудская мания хэппи-энда суть разные стороны одного явления. Сейчас смерть — нечто, прочно оттесненное на периферию сознания белого человека.

У Кастанеды есть эпизод, когда Дон Хуан рассказывает о том, как он, будучи ребенком, увидел другого ребенка — мертвого. Это было потрясение: оказывается, дети тоже умирают! Одна из черт детского сознания, отличающая его от сознания взрослого, — вера в магическое всемогущество родителей, которые хранят ребенка от смерти. Дети, таким образом, являются в собственных глазах существами бессмертными. Но в возрасте 7 лет у них происходит кризис, связанный с осознанием того, что такое смерть. Потом первичные ощущения, вызванные им, вытесняются в подсознание и у взрослого могут проявиться разве что в виде того, что принято считать психическими отклонениями различной степени тяжести.

В этом смысле весь западный мир устремился в детство. «Мы забудем о том, что смерть существует», — решила белая раса. Массовое сознание потребляет только те истории, которые заканчиваются хорошо. 

Что означала бы смерть Гарри Поттера в зените славы, на руках армии преданных фанатов? Всего лишь смерть литературного персонажа. И его ожидало бы заслуженное место в пантеоне романтических героев прошлого. Но его создательница затеяла странную игру, пытаясь сделать своего героя реальным, проживающим год за годом рядом с нами в своем параллельном мире. Надо сказать, затея удалась. То, что длится так долго, — уже не страсть, а любовь. Не только Дэниел Рэдклифф растет и взрослеет на экране — целое поколение детей растет и взрослеет, отмеченное, как печатью, сказкой о Гарри Поттере. «И откуда на нас эта напасть? — думают миллионы родителей во всем мире. — Что я скажу ребенку, если эта чертова ведьма убьет Гарри?» Если относиться к делу всерьез, можно почувствовать, что у тебя в руках сознание целого поколения, которое вот-вот, через каких-то пару-тройку лет, станет взрослым. Убив Гарри Поттера, можно перевернуть мир.

Возможно, именно поэтому умный мальчик Дэниел Рэдклифф выходит на сцену обнаженным в спектакле Equus. Он показывает миру голого человека, Адама, очищенного от гаррипоттеровской шелухи.

Сейчас Роулинг уж не та, что тринадцать лет назад, когда все завертелось. Исчезли смирение и отчаяние, позволившие ей создать Гарри, зато прибавилось цинизма. Теперь мы имеем дело с настоящей «вершительницей судеб», увы, напоминающей классического диктатора на закате карьеры. Но у детей и родителей всего мира осталась надежда — на тех, кто стоит за кулисами, кто тихо делает свою прибыль и потому не даст сюжету отклониться от привычной траектории.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№9 (9) 19 июля 2007
Гарри Поттер
Содержание:
Фотография
Вехи
Реклама