Маленькие желтые человечки

Культура
Москва, 16.08.2007
«Русский репортер» №11 (11)
Жизнь семейки Симпсонов из культового сериала стала сюжетом для полнометражного анимационного фильма. Наверное, ни один мульт - фильм не пользовался таким успехом и не оказал такого влияния на зрителей, как The Simpsons

Симпсоны против Соединенных Штатов

«Я не буду мучить людей с тонкой душевной организацией», — пишет Барт Симпсон на школьной доске в заставке к одному из эпизодов сериала. Однако именно этим он и его семейство занимаются с 17 декабря 1989 года, когда 30-минутное шоу Мэтта Гроенинга про желтых обитателей городка Спрингфилд впервые появилось на телеэкранах.

«Симпсоны» — такое же растиражированное по всему миру американское изобретение, как «Макдоналдс» и борьба с международным терроризмом. Это типичная рабочая семья: отец семейства Гомер — тупица, обжора и лентяй, Мардж — экономная домохозяйка и усердная мать, 10-летний Барт — ужас начальной школы, Лиза — 8-летний гений, Мэгги — молчаливый младенец с соской. А их родной Спрингфилд, выдуманный Гроенингом, за 18 лет существования сериала наполнился самыми разными обитателями, оброс социальными связями и стал моделью одноэтажной Америки.

Здесь есть полиция (туповатая, как и все вокруг), церковь, тюрьма (на стене которой висит плакат «Если бы вы совершили убийство, сейчас были бы уже дома»), бар («Таверна Мо») с завсегдатаем — местным алкоголиком (Барни), есть свои знаменитости. Здесь одинаково просто решаются проблемы лишнего веса и выбора религии, воспитания детей и экологии. Этот мир незамысловат, как гамбургер, и так же привлекателен, потому что в нем никто не дает себе труда притворяться хорошим, полезным или позитивным.

И в первую очередь это касается создателей сериала, которые даже не пытаются делать вид, будто коммерческое телевидение никак не влияет на их фантазию. Желтый цвет кожи «Симпсонов» был выбран не из концептуальных соображений, а чтобы привлечь внимание людей, бесцельно переключающих каналы. Каждая серия стоит около $1,8 млн, над ней работает группа из 14 сценаристов, а весь творческий процесс занимает от 6 до 9 месяцев. Озвучка героев — предмет конкурентной борьбы акул шоу-бизнеса: в титрах «Симпсонов» в качестве guest voice засветились Алек Болдуин, Ким Бесинджер, Люси Лиу, Майкл Мур, Джоан Роулинг, Тони Блэр. Дастин Хоффман поучаствовал в проекте под псевдонимом Sam Etic (Семитский), а Элизабет Тейлор озвучила и одного из выдуманных персонажей, и саму себя, произнеся в общей сложности восемь слов.

Как ни странно, «Симпсонам» удается реагировать на события в стране и мире быстрее и точнее ежедневных выпусков новостей. Желтокожие обитатели Спрингфилда не упустили случая прокомментировать скандал с Биллом Клинтоном («Никого не интересует мое определение глагола “является”», — пишет Барт на школьной доске, ссылаясь на знаменитый аргумент адвокатов на процессе Моники Левински против Клинтона), рост популярности Гарри Поттера, внешнюю политику Джорджа Буша, вручение «Оскаров» и «Эмми» и т. д.

Мир платит своему кривому зеркалу ответной любовью-ненавистью. «Симпсоны» — одно из немногих телешоу, постоянными зрителями которого является супружеская чета Бушей-старших. Мало того, Барбара Буш — единственная женщина на планете, которой удалось поссориться с Мардж Симпсон. Первая (в то время) леди США заявила, что сериал — «глупейшая вещь, которую она когда-либо видела», после чего получила гневное письмо от миссис Симпсон и была вынуждена принести свои извинения. Джордж Буш-старший, выступая на национальном конгрессе религиозного вещания, посоветовал своему народу быть ближе к Уолтонам, чем к Симпсонам, и был награжден серией «Симпсоны: два плохих соседа», в которой желтокожая семейка выживает со своей улицы Джорджа и Барбару Буш, поселившихся в Спрингфилде после отставки Джорджа.

  Фото: Everett Collection/RPG; AFP/East News
Фото: Everett Collection/RPG; AFP/East News

В этом суть Спрингфилда: это город по-настоящему больших возможностей, которые выходят далеко за рамки мультяшных или социальных условностей, политкорректности и хорошего тона. Здесь Гомер Симпсон, приняв вид Кинг-Конга, может на самом деле сожрать отца Мардж перед алтарем, а Барт в младенчестве — застукать родителей за занятием сексом. Здесь можно застрелить атомного магната, схватить за грудки Джорджа Буша, приобнять на трибуне Уимблдона королеву Елизавету II. Но самое главное — здесь можно издеваться над стариками, детьми, неграми, индусами, геями, толстяками, алкоголиками, беременными женщинами, инвалидами, экологией, религией, патриотизмом…

В этом смысле «Симпсоны» — Америка наоборот: все то же самое, но с изрядной долей самоиронии. Большую часть серий Симпсоны, как и положено героям, спасают мир — главным образом от того, что случилось по их же вине и глупости. То есть ведут себя точно так же, как их страна, но при этом еще и получают удовольствие от жизни.

Большую часть серий Симпсоны, как и положено настоящим героям, спасают мир — но главным образом от того, что случилось по их же вине и глупости

Поэтому их так любят во всем мире. Нынешние тридцатилетние разговаривают цитатами из «Симпсонов», как наши пятидесятилетние — из «Покровских ворот». Фразы «Ай, карамба!», «Мммм… пиво…», «Спасибо, заходите еще. Смитерс, спускай собак», междометие D’oh! стали частью словаря просвещенного жителя современного мегаполиса, в какой бы стране он ни находился. В России, куда «Симпсоны» пришли в середине 1990-х, в момент формирования новой буржуазии, их лексикон — по сути, лексикон американского рабочего класса — стал языком молодых яппи — людей с высоким уровнем образования, доходов и интеллекта. Для них Спрингфилд олицетворял свободу от условностей, любовный взгляд на американский (и собственный) идиотизм и возможность побыть посредственностью. Хоть немного.

Симпсоны против сериалов

Знаем ли мы что-нибудь об американской жизни, о чем не сняли бы сериала? Как должен выглядеть дом богатой семьи (непременно с широкой гнутой лестницей на второй этаж), мы узнали из «Санта-Барбары». Где надо жить в Калифорнии, чтобы окружающие считали тебя богатым избалованным уродом, — из «Беверли-Хиллз, 90210». Как заниматься сексом без обязательств и иметь обязательства без секса — из «Секса в большом городе». О жилищных проблемах в Нью-Йорке — из сериала «Друзья».

  Фото: AP; Fotex/Vostoсk Photo ; WPN/East News; Архив пресс-службы
Фото: AP; Fotex/Vostoсk Photo ; WPN/East News; Архив пресс-службы

«Симпсоны» учат, что и в американской жизни — со всем ее разнообразием — всегда найдется место общечеловеческому, даже если оно выкрашено в желтый цвет, имеет четыре ресницы и выпученные белые глаза с черной точкой посередине. Сделанное по образу другого семейного сериала — Married with Children (1987–1997, в России известен как «Счастливы вместе») — шоу Мэтта Гроенинга рассказывает о том, как нефункциональная семья Симпсонов, в которой дети дерутся, родители оскорбляют друг друга, а все вместе они третируют соседей, особенно слабых и религиозных, раз за разом оказывается лучшей семьей Америки.

В мире сериалов «Симпсоны» — неизменный рекордсмен. Это самое длинное шоу в истории американского телевидения, с самым большим количеством «приглашенных» звезд на единицу времени. Свидетелями трудовых будней жителей Спрингфилда становятся Сьюзан Сарандон, Мел Гибсон, Джимми Хендрикс, Пол и Линда Маккартни, Иоанн Павел II, Альберт Эйнштейн, Уильям Шекспир (правда, в виде зомби) и даже сам Господь Бог. По количеству наград «Симпсоны» и вовсе впереди планеты всей: 15 «Эмми» (и 33 номинации), 8 «Энни», «Лучший сериал года» в 1995-м, 1996-м, а также с 2001 по 2004 год, лучшее телевизионное шоу века по версии журнала Time Magazine (1999), звезда на Аллее Славы в Голливуде (14 января 2004). Ничто так не занимает умы американских налогоплательщиков, как ехидные желтые человечки со странными голосами, у которых на все один ответ: D’oh!

В главных ролях:
10 фраз, которые Барт Симпсон пишет на школьной доске
Рейтинг сериалов об американской жизни по количеству наград

У партнеров

    «Русский репортер»
    №11 (11) 16 августа 2007
    Семья
    Содержание:
    Любовь до гроба

    Редакционная статья

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама