В программе авиасалона самолет МиГ-35 не заявлен: это коммерческое обозначение самолета МиГ-29М, модернизированной машины четвертого поколения. Дело в том, что наши военные самолеты в основном строятся на экспорт, поэтому заменить цифровой индекс (29 на 35) — значит показать, что продаешь новый продукт, истребитель следующего поколения. А продемонстрировать его возможности в небе МАКСа — подтвердить претензии на новое качество. Для этого (а не для публики) и устраиваются авиасалоны. Дополнительным стимулом для производителей является тот факт, что Индия объявила тендер на закупку 126 истребителей и намерена потратить на них $9 млрд. Наши МиГи — одни из главных претендентов на победу. В конкурсе участвуют две американские фирмы — Lockheed Martin с F-16 и Boeing с F/A-18E/F Super Hornet, а также шведы, французы и объединенная Европа. Летать вбок никто из них, правда, не умеет.
Высокая маневренность — основная конкурентная «фишка» российской экспортной политики — была достигнута в результате модернизации стандартного двигателя: новейшие сопла разработки завода имени Климова могут поворачиваться в любую сторону на 15°. Подобная система, кстати, стоит и на другом российском экспортном самолете — Су-35, который также был заявлен на МАКС, правда пока в «нелетающем» варианте. Двигатели с «отклоняемым вектором тяги» — редкий в последние годы пример того, как можно технологически обойти американцев. Их дорабатывали как раз в то время, когда США упорно дотягивали свои истребители до маневренности Су-27. И несколько лет назад им это удалось — появился вышеупомянутый «суперхорнет», но наши уже представили модернизированный Су, а теперь и МиГ. Насколько важны в бою подобные двигатели — вопрос к специалистам, однако и простому обывателю ясно, что они помогают выжить даже сильно поврежденному самолету: за счет перераспределения тяги он может дотянуть до посадки (одним из главных преимуществ «суперхорнета» перед отечественными машинами, кстати, считалась высокая выживаемость).
Тем не менее, как бы ни хотелось нам назвать новые МиГи и Су самолетами пятого, последнего поколения, это не так. Потому что существует F-22A Raptor — чудо американской техники, второй год состоящее на вооружении армии США. У этого самолета все новое. Например, двигатель с тем самым отклоняемым вектором на соплах, но плюс к тому работающий в немыслимых режимах, позволяющих лететь десятки минут на сверхзвуковой скорости. Или, допустим, технология «стелс», которую российским разработчикам пока не удается воспроизвести. Максимум, чего нам удалось добиться в этой области, — создать макет беспилотного аппарата «Скат», который демонстрировался на МАКСе. «Рэптор» набит электроникой и может действовать в одиночку, оптимальное расстояние между самолетами составляет 16 км. В общем, стая таких «Рэпторов» на огромной скорости подлетает к аэродромам противника, оставаясь невидимой для радаров, уничтожает противовоздушную оборону и успевшие подняться самолеты, после чего в беззащитных небесах появляются бомбардировщики… Цена этого аппарата, впрочем, тоже необычна — примерно в пять раз дороже наших истребителей, поэтому за экспортные позиции Россия может не волноваться: купят у нас и «мигари», и «сушки».
В производстве самолетов пятого поколения мы отстали примерно на восемь лет, утверждают руководители НПО «Сатурн», нашего головного производителя авиационных двигателей. Решение о разработке новой модели уже принято. Сам самолет, понятное дело, будет строить фирма «Сухой», а вот с двигателями оборонка пока не определилась. Сейчас претендентов два: упомянутый «Сатурн» и ФГУП «ММПП “Салют”». Причем до последних дней фаворитом считался как раз «Сатурн», сотрудничающий с «Сухим». Но аккурат перед началом авиасалона тендер признали несостоявшимся и решили дать обеим компаниям денег на подготовку «прототипов». Что именно считать прототипом, не совсем ясно, но думается, что главная проблема «Сатурна» не в технике, а в том, что он лишь на 37% является государственным предприятием.