Медленно, но верно

Среда обитания
Москва, 13.09.2007
«Русский репортер» №15 (15)
Электронный билет еще недавно был совершенной экзотикой для отечественных пассажиров и авиакомпаний. Сегодня к этому почти привыкли, а уже в следующем году он должен стать единственной формой билета для компаний, входящих в Международную ассоциацию авиаперевозчиков IATA

«Имя, фамилия?» — служащая аэропорта проверяет имя по списку, находит, ставит галочку, пропускает. Так выглядит e-ticketing в аэропорту Ростова-на Дону. Несколько месяцев назад для того, чтобы воспользоваться оформленным и оплаченным через сайт электронным билетом, нужно было ехать в кассу авиакомпании и получать специально оформленный купон. В России есть несколько авиакомпаний — членов Международной ассоциации авиаперевозчиков (IATA), по требованию которой и началось внедрение у нас в стране прогрессивной системы e-ticketing. Но их деятельность на почве поддержки электронных билетов не выходит за рамки собственных сайтов. Так что историю e-ticketing в России можно проследить только по коммюнике «Аэрофлота».

1 июня «Аэрофлот» объявил, что «электронные билеты можно приобрести в двух московских офисах». 3 августа авиакомпания рапортовала о начале продаж настоящих электронных билетов, которым не требуется ни бумажный купон, ни кассовый чек. Через месяц стало известно, что этих билетов продано более 100 тыс. штук. Долгое время на пути e-ticketing стояло налоговое законодательство России, согласно которому электронный билет не может быть бланком строгой отчетности. Но в результате внесенных в него поправок и дополнений сейчас любой командировочный, воспользовавшийся услугой e-ticketing, может потребовать от авиакомпании специальный купон, который удовлетворит и бухгалтерию, и налоговые службы. Правда, разобравшись с налоговым законодательством, авиакомпании пока так и не смогли организовать работу наземных служб. «Для многих работников аэропортов электронный билет в диковинку. Многие про него просто не слышали, — объясняет ситуацию Виктор Соколов, заместитель начальника пресс-служ­бы “Аэрофлота”. — Для того чтобы к июню 2008 года мы могли полностью отказаться от бумажного билета, как того требуют правила Международной ассоциации авиаперевозчиков, государство должно провести большую работу, в том числе правовую. Сегодня для бухгалтерской отчетности электронный билет должен сопровождаться специальным квитком. Для нас было настоящей проблемой решить, где хранить эти квитки на стойках регистрации, печатать ли их ко всем билетам или только по запросу и так далее».

Идея e-ticketing появилась в результате развития системы оплаты покупок через интернет. В 2004 году IATA впервые заговорила о тотальном переводе авиакомпаний на электронные билеты. Крайней датой перехода был назначен 2008 год. Уже сегодня полностью отказались от бумажных билетов Air France, KLM, Lufthansa, Austrian Airlines. Решение о переходе на «электронку» — дело добровольно-прину­дительное: отказавшись, компания лишается членства в ассоциации, что весьма затрудняет международные авиаперевозки.

Пока e-ticketing для отечественных авиаперевозчиков все еще остается экзотикой, но пассажиры уже поняли, в чем его главные плюсы: за билетом не нужно приезжать в кассу, его невозможно потерять или забыть дома, с ним нет необходимости приезжать в аэропорт заранее, чтобы пройти оформление.

Что такое электронный билет?

  • Электронный билет (e-ticket) — это электронная форма авиабилета, при которой информация не печатается на бланке, а хранится в специальной базе данных авиакомпании в электронном виде.
  • Самый удобный способ приобретения электронного билета — покупка его на сайте авиакомпании: для этого его нужно забронировать и оплатить. В качестве подтверждения вы получаете на свой электронный адрес маршрутную квитанцию (itinerary receipt) с информацией о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки.
  • При регистрации в аэропорту показывать ее необязательно, но лучше иметь с собой. При полете за рубеж она понадобится при прохождении паспортного контроля как доказательство того, что вы имеете обратный билет или следуете далее по маршруту. А в некоторых российских аэропортах ее могут попросить предъявить представители службы безопасности на входе в аэропорт.

По материалам компании "S7"

У партнеров

    «Русский репортер»
    №15 (15) 13 сентября 2007
    Телевидение
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Случаи
    Реклама