Зачем ребенку телевизор

С 1 сентября начал вещание «Бибигон» — государственный детский телеканал. Каждый день каналы «Россия», «Культура» и «Спорт» отдают ему по нескольку часов, а абоненты НТВ Плюс могут смотреть «Бибигон» по 19 часов ежедневно. Это — «по-взрослому» большое общественное событие, которое дает нам повод открыть дискуссию на тему: чего мы хотим для наших детей в части воспитания, образования и развлечения и каким должно быть детское телевидение в России

«Опасно. И все-таки вперед!», «Что бы ни случилось, не сдадимся!» — так разговаривают мыши в мультсериале «Аббатство Рэдволл». У них тяжелые времена — они борются с крысами. И давно бы пора победить, но сериал слишком длинный, и на все серии одной победы явно не хватает. Поэтому нормального языка мыши не знают, у них что ни день, то вопрос жизни и смерти. Ну, иногда еще — дружбы и любви, но значительно реже. Смотреть это невозможно, но дети все равно приклеиваются к экрану.

Канал «Бибигон», организованный ВГТРК и запущенный 1 сентября, транслирует всего 35% импортной телевизионной продукции для детей. В том числе познавательные передачи, популярные среди взрослых. Но на них продюсеры ставку не делают. «Конечно, придется пожертвовать интересами взрослой аудитории, — сообщает пресс-релиз. — Компания идет на этот шаг в надежде, что инвестиции в юных зрителей изменят возрастной состав аудитории и оправдают себя с точки зрения исторической перспективы». В общем, серьезный подход к воспитанию новых поколений. С помощью участников телеигры «Сразись с нацией» создатели канала пытаются ответить на вопрос «Какими знаниями обладает нация сегодня?». В программе «Мастер спорта» детям показывают достижения российских спортивных звезд. В передаче «Говорим без ошибок» учат правильному русскому языку.

Детское телевидение в России было и до «Бибигона»: кабельный телеканал «Детский» с собственной интерактивной продукцией, «Школьник ТВ» с упором на образовательные программы, «Детский мир», где крутят одни мультфильмы. Но государственный детский канал, выходящий «на метрах», — это другой масштаб. Во-первых, есть шанс изменить атмосферу вещания метровых каналов не только в «детское» время. В-вторых, только с государственной логикой и ресурсами можно ставить задачу не просто сделать телеканал, но и встроить его в систему воспитания вообще — в связке с мультипликационным и кинематографическим производством, школой. У такого проекта есть шансы. Но есть и опасности.

Работа над ошибками

Опасность 1: звериная серьезность

По словам гендиректора телеканала «Россия» Антона Златопольского, включение программ «Бибигона» в эфир «России» приведет «к некоторой потере аудитории и снижению объема рекламных доходов» именно потому, что главным, с точки зрения авторов «Бибигона», является некоммерческое содержание детского канала. Принято считать, что если мы воспитываем, то коммерческого успеха это очевидно не принесет, потому что ни детям, ни взрослым не будет особенно интересно.

А ведь бывает и интересно. Даже у кабельного «Детского», по словам его генерального директора Дмитрия Попова, аудитория — 5 млн человек (и еще 10 млн знают о канале). Значит, мы умеем делать и полезно, и нескучно. Худрук коммерчески успешного и популярного сериала «Смешарики» Анатолий Прохоров говорит: «Мы не хотим никакой морали как разъясняющего довеска к простенькой истории: она только раздражает современных детей и вызывает их отторжение. Мы очень боимся простоватых дидактических историй ни о чем. Наше первое требование к драматургам — история должна быть интересной для взрослого и понятной для ребенка». 

Опасность 2: свалка

Государственные каналы обязаны соблюдать квоту — 15% детского вещания ежедневно. Поэтому передачи, обозначенные как «детские», есть практически везде. Другое дело, что они либо идут в самое «тухлое» для телевещания время (в 6 утра по воскресеньям или в середине дня в будни), либо не так уж интересны детям. «Детские» рубрики основных федеральных каналов отражают расхожие представления продюсеров о том, что должны любить дети. Мультики (в основном импортные мультсериалы про колдунов, роботов, антропоморфных зверей и каких-то уже вовсе покемонов), викторины и детские передачи (с далеко не детскими ведущими вроде Тины Канделаки или бывшей мисс Вселенная Оксаны Федоровой). Сказки детям рассказывает бывший репортер в горячих точках Тимофей Баженов, жизни учит актриса Анна Михалкова. А в рамках благотворительной программы «Петровка, 38 — детям» на ТВЦ вообще показывают «Опасную зону» — передачу о том, как избавиться от наркозависимости. Получается, что «детские программы» — это зачастую телевизионное гетто, куда попадают передачи, которые родители смотреть бы не стали даже за компанию со своими детьми.

Опасность 3: старые герои

На прошлой неделе закончился многолетний спор о правах на коллекцию советских мультфильмов, проданных в 1992 году «Союзмультфильмом» американской компании Film by Jove. Предприниматель Алишер Усманов выкупил и передал права на показ их за рубежом только что созданному детскому каналу «Бибигон». Это более 500 классических советских мультфильмов, среди которых фильмы про Чебурашку, «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Маугли», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане» и другие.

Сделка Усманова не только жест, демонстрирующий то, что принято называть социальной ответственностью бизнеса. Передача классики советской мультипликации новому детскому каналу — это символ: российским детям возвращено самое лучшее, что для них создано. Для «Бибигона» это, конечно, еще и огромное конкурентное преимущество. Но временное. В нашей любви к Каю, Герде и удаву Каа главное место занимают воспоминания о собственном детстве: картина мира и мораль советских мультиков еще живет в старшем поколении. Но если не вкладываться в продолжение традиции на современном материале и в современных технологиях, получится разрыв. Государственный детский канал должен стать самым большим заказчиком новой мультипликации. Иначе не будет шансов ни у него, ни у мультипликации.

Опасность 4: теленяня

Телевизор нужен нам для того, чтобы иметь возможность «нейтрализовать» свое чадо. Как бы нам ни хотелось быть «хорошими родителями» — посвящать ребенку все свое время, не заменять живое общение сидением у «ящика», — осуществить это трудно. Телевизор позволяет нам сходить в магазин, ответить на электронную почту, а главное — поспать. Но чтобы все это было не во вред ребенку, передачи должны быть увлекательными, не жестокими и, говоря языком психологов, «снижающими чувство тревоги».

Телевизионный фастфуд привлекает яркостью упаковки, но плохо подходит на роль основного блюда на каждый день. Время, когда ребенок потребляет такого рода телевизионный продукт, родители, безусловно, проводят с пользой, но ребенок-то тратит его впустую. При наличии выбора такая продукция проигрывает хотя бы потому, что, отдохнув, родители сами запретят смотреть очередной «тухляк».

Что выбирают родители

В сериале «Друзья» есть серия, в которой героиня Фиби открывает для себя классику мирового кино, причем в буквальном смысле: в детстве мама, не желая травмировать ее психику, выключала телевизор на самых счастливых сценах и говорила, что это конец. Поэтому о том, что собаку в «Старом Брехуне» пристрелили, паучиха Шарлотта в фильме «Паутина Шарлотты» умерла, Рокки Бальбоа проиграл финальный матч, а Бонни и Клайд погибли, она узнает ближе к 30 годам и впадает в жесточайшую депрессию из-за несовершенства мира.

Телевизор нужен нам для того, чтобы «нейтрализовать» свое чадо. Как бы ни хотелось быть «хорошими родителями» —  посвящать ребенку все свое время, — осуществить это трудно

Реальные родители тоже стремятся оградить детей от шокирующей информации, обилие которой призвано гарантировать высокие рейтинги современных телевизионных программ. С их точки зрения, телевидение должно успокаивать, развивать и окультуривать подрастающее поколение. «Это должна быть полумедитация, чтобы детей это успокаивало, а не возбуждало, — считает личный помощник бизнесмена Ирина Пономарева. — С одной стороны, должно быть что-то интересное и развлекательное, а с другой — без надрыва: спокойные интеллигентные ведущие, правильный язык, познавательные передачи, которые развивают детей».

Так или иначе, родители вынуждены делить воспитание ребенка с телевизором, особенно в дневные часы. Но их представление о том, что такое детское телевидение, часто отличается от принятого на телестудиях. «Я всегда стараюсь, чтобы дочь смотрела трансляции концертов, балет, театральные постановки, — говорит руководитель образовательного проекта для юристов Арина Столярова. — Кроме мультиков, она вообще не смотрит ничего “детского”. Детский канал должен быть не для маленьких детей, как у нас его позиционируют, показывая что-то примитивное. Это должен быть канал для личности, которая развивается. Что-то вроде “Меццо”». Вообще-то, нынешние дети находят удовольствие и в сугубо «взрослых» программах, например в выпусках новостей. «Я смотрю новости, и она со мной, — рассказывает редактор издательства Виктория Акопян. — И даже когда ей уже совсем нечего смотреть, она говорит: давай посмотрим твои новости культуры». «Нужно отдавать дань моде — тому же Гарри Поттеру, — добавляет Ирина Пономарева. — Детям ведь все равно это нравится. Должны быть игровые передачи, связанные с современными фильмами, и обязательно передачи про животных. Просто я их сама очень люблю».

  Фото: Reuters; Итар-Тасс
Фото: Reuters; Итар-Тасс

Выбирая телепередачи для своего ребенка, родители неизбежно останавливаются на том, что нравится им самим, по­этому вот уже которое поколение растет на «Серой Шейке» и «Приключениях Электроника». «Вместе с мамой они часто пересматривают старые советские фильмы для детей. Вместе со мной смотрят старые полнометражные мультфильмы», — рассказывает топ-менеджер Сергей Яцишин. «Наши мульт­фильмы, конечно, выигрывают, — убеждена Ирина Пономарева. — Пусть у них качество хуже, но они интереснее. Не то что “Шрек”, убожество это компьютерное».

По мнению родителей, современность нужно давать детям в строго дозированных количествах. В реальности это приводит к тому, что дети умудряются нахвататься современности где попало, хоть в том же выпуске новостей, который смотрят взрослые. Но кое-что все-таки можно запретить, например рекламу. «Он очень восприимчив к рекламе. Возникает сильное раздражение против телевидения, когда поступками ребенка явно движут рекламные ролики, — говорит Сергей Яцишин. — Все мы живем под ее влиянием, но детская реклама почему-то самая психологически грубая». «Я запрещаю своему ребенку смотреть передачи и фильмы, где есть насилие и секс, а также низкокачественные иностранные мультфильмы, — добавляет системный администратор Алексей Широнин. — Почему? Чтоб не травмировать детскую психику».

Так или иначе, родители вынуждены делить воспитание ребенка с телевизором, особенно в дневные часы. Но их представление о том, что такое детское телевидение, часто отли­чается от принятого на телестудиях

Реклама, примитивные детские передачи, абсолютное большинство взрослых программ с криминальными, сексуальными и просто глупыми сюжетами — среди всех этих рифов современного телевещания порой так трудно найти фарватер, что многие родители предпочитают плавать где-нибудь в других морях и делают ставку на DVD, то есть на формирование индивидуального теледосуга для своего ребенка. Почти все дети, которых мы опросили, смотрят свои любимые передачи, фильмы и мультики не по телевизору, а именно на DVD.

Что выбирают дети

Самое популярное требование детей к телевидению — чтобы оно было познавательным. И это-то как раз наши телевизионщики уже умеют делать, правда, еще не понимают, что это и есть лучшее детское телевидение. Поэтому действительно интересные детям передачи лучше всего искать в других рубриках: в рубрике «Развлекательные программы» на ТВЦ идет передача «Наши любимые животные»; «Диалоги о животных» на канале «Россия» — в рубрике «Наука и жизнь»; а «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова и его маленького сына «Первый канал» считает «познавательной программой».

  Фото: Reuters; Итар-Тасс
Фото: Reuters; Итар-Тасс

Телевидение должно быть еще и интерактивным. Это требование не случайное: от него никуда не деться. Детскому телевидению тоже придется освоить эту технологию, особенно в условиях массового доступа к интернету — главному конкуренту в борьбе за детский досуг. Самые продвинутые продюсеры уже заметили своих зрителей. Так, кабельный телеканал «Детский» собственными силами создает интерактивную программу «Вопросы взрослому», где жаждущие ответа дети присылают sms-ки с животрепещущими вопросами типа «Что делать, если в школе меня обзывают?». Ответ дает психолог или другой специалист — в зависимости от вопроса.

«На самом деле недостаточно говорить только лишь о телевидении: тогда это будет медийный продукт, — убежден Анатолий Прохоров. — Телевидение важно не само по себе, а как часть системы воспитания и образования. Без этой педагогической подкладки любая, даже самая интересная и насыщенная сетка становится случайным набором передач».

7 принципов: как строить телеканал для детей

Цель — создать детский канал как часть воспитательной и образовательной системы в стране. Проблема в том, что никто сейчас не скажет, как эта воспитательная система должна у нас строиться и каков ее педагогический идеал. Все равно придется прислушиваться к жизни, находиться в постоянном поиске приемлемых с точки зрения родителей и не противных детям ходов. Отсюда следующие не исчерпывающие, но ясные принципы.

Должно быть интересно и детям и взрослым. На первый взгляд невозможное требование, но это не так. Ведь те же познавательные передачи о животных или о космосе любят все. У канала должно быть респектабельное «взрослое» лицо, например с занимательными новостями, без жестокости, но и без сюсюканья.

Сетка должна быть очень стабильной и консервативной. Дети гораздо больше, чем взрослые, любят, когда мир предсказуем и когда можно смотреть одно и то же по нескольку раз.

Несущая конструкция — интерактивные шоу. Этот принцип использовал популярный кабельный канал «Детский», что-то похожее было и у СТС — с короткими зрительскими репликами между программами. Но тут, конечно, нужны не только «малые форматы». И еще очень важно не пролететь мимо аудитории и ее интереса.

Работают сказка, история и игра, а не нравоучение. Именно в детском формате возможен «патриотизм с человеческим лицом», как показал опыт мультиков из серии «Гора самоцветов», где рассказ про Россию оказался веселым и пластилиновым.

Телевидение должно быть интерактивным, особенно в условиях массового доступа к интернету

Надо создавать большой заказ на отечественные мультфильмы. Самое оптимальное — заказывать два типа форматов: сериал (одних «Смешариков» на страну явно мало) и «просто мультик» (как по советской традиции делают почти все студии). Раз уж у нас есть такая несериальная традиция хороших мультиков для ТВ, было бы странно от нее отказываться. Закупка иностранных сериалов не спасет: в лучшем случае возникнет проблема перевода и адаптации, в худшем будет просто бессмыслица.

Не пытаться привлекать подростков специальными программами. По крайней мере, вначале. «Аудитория от 12 лет очень неустойчивая. Они еще дети, но когда с ними разговаривают как с детьми, они этого не принимают. Им во многом уже интересно взрослое телевидение», — считает Дмитрий Попов. Лучше бороться за эту аудиторию по-взрослому — программами без специальной, якобы подростковой проблематики.

Не нужно пытаться самостоятельно выдумать всю воспитательную идеологию. В области образования и воспитания у нас уже и так много чего придумано, в том числе и в школьной системе: есть и хорошие учителя, и методики занимательного обучения. И успех «Умниц и умников» отчасти был основан как раз на традиции, существующей вне «ящика», — это вроде как олимпиада для школьников, но в телестудии. И важной содержательной задачей детского ТВ может стать именно поиск и популяризация воспитательных и образовательных технологий, которые можно грамотно и нескучно привести в телеформат.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №15 (15) 13 сентября 2007
    Телевидение
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Случаи
    Реклама