Чип на всю голову

20 сентября 2007, 00:00

Эпоха вживления в мозг микрочипов началась. Минпромэнерго утвердило стратегию развития электронной промышленности России, предусматривающую внедрение в производство до 2025 года «наноэлектронных устройств, обеспечивающих прямой беспроводной контакт мозга человека с окружающими его предметами»

Добро пожаловать в век нейроимплантатов, еще недавно казавшихся безумной фантазией Уильяма Гибсона и прочих киберпанков. До массового внедрения электронных чипов в наши устаревшие мозги пока, конечно, не дошло, но экспериментальные образцы впечатляют.

Например, доктор Пол Бачирита из Университета Висконсина разработал так называемый ма­шин­но-мозговой интерфейс, поз­воляющий слепому человеку видеть с помощью маленькой видеокамеры, «установленной» у него на голове. Информация с видеокамеры поступает на «языковой дис­плей» — чип на языке, который преобразует расположение пикселей на экране камеры в картину из сотен точечных нажимов на поверхность языка.

Эрик Вайенмаер, потерявший зрение в 13 лет и проведший 22 года во мраке, в 2003 году испробовал наязычное приспособление и «прозрел». Сначала ему приходилось самому соображать, что означает то или иное сочетание покалываний языка, но вскоре участки коры, изначально не связанные со зрением, начали работать, как видеокарта компьютера, преобразовывая эти покалывания в визуальные образы. Уже через час общения с прибором Эрик смог без посторонней помощи пройти через дверной проем, а чуть позже — «разглядеть» и поймать катящийся к нему по полу мяч, достать со стола напиток и сыграть в игру «камень, ножницы, бумага».

Были разработаны и «кибер­уши» — трансплантанты слуховой улитки. Прибор вживляется во внутреннее ухо и может взаимо­дейст­вовать со слуховым нервом. Сначала человек с таким прибором слышит только шум, но постепенно его мозг учится связывать определенные шумы с соответствующими звуками. Вскоре он уже обучается разговаривать с другими людьми.

А этим летом в Университете Джона Хопкинса был создан протез, полностью заменяющий работу поврежденного вестибулярного аппарата. Устройство создает ощущения любых движений тела, передавая сигналы от датчиков движения на голове к нервным окончаниям на внутреннем ухе.

Один из первых нейропротезов был помещен в 2006 году в моторную кору головного мозга парализованного человека группой ученых из Университета Брауна в Род-Айленде. В результате больной смог пользоваться курсором компьютера, набирать текст и переключать телевизионные программы с помощью мысленного усилия.

Ученые не сомневаются в быст­ром прогрессе нейропротезов. Тем более что разработки в этой области неплохо финансируются. Министерство обороны США оформило контракт на разработку микрочипов, которые можно будет имплантировать в мозг солдат, чтобы постоянно отслеживать состояние их здоровья. Имплантаты будут работать 24 часа в сутки, передавая в центр информацию об уровне глюкозы и холестерина в крови, а также другие параметры. Главная задача этих имплантатов — спасение жизни, обеспечение своевременной помощи раненым. Но у подобной технологии есть и «побочные эффекты»: например, ни напиться, ни покурить «травку» без ведома начальства солдат уже не сможет.

Как обычно, оборотной стороной технологий, увеличивающих безопасность, стала возможность беспрецедентного контроля за частной жизнью людей. Пока общество бьет тревогу и в нескольких штатах уже добились принятия закона, запрещающего насильственную имплантацию микрочипов.

Но от «киборгизации» организма не убежать. Медицинские имплантаты, осуществляющие непрерывный контроль за состоянием здоровья, — дело ближайшего будущего. Причем речь идет далеко не только о лечении — об улучшении человеческой природы. Недавно в Университете Южной Калифорнии разработали микрочип, способный заменить гиппокамп — часть мозга, связанную с запоминанием информации. Если надежды ученых оправдаются, вскоре в нашем распоряжении будет «улучшитель» памяти, способный запоминать огромные объемы информации с абсолютной надежностью.

Возможно, не за горами и усилитель интеллекта, и прибор, помогающий управлять собственными эмоциями с помощью электронного интерфейса (тут вспоминается легендарная лабораторная крыса, которая непрерывно нажимала на педаль, раздражая свой центр удовольствия, отказавшись даже от пищи и воды, пока не умерла от истощения). А тот, кто не захочет становиться киберчеловеком, просто не сможет выдержать конкуренции с будущими техноинтеллектуалами, мыслящими со скоростью микропроцессоров. Одним словом, наше представление о том, что такое человек, вскоре может радикально измениться.

Этические проблемы «киборгизации» человека были в центре внимания прошедшей недавно в Сан-Франциско конференции ученых и компьютерщиков под названием «Саммит сингулярности: искусственный интеллект и будущее человечества».

Сингулярностью знаменитый фантаст Вернон Виндж назвал точку перехода, радикальной технологической трансформации общества и самой природы человека в состояние, более соответствующее лавинообразно растущему потоку информации, который приходится обрабатывать.

Организатор конференции и основатель Института сингулярности в Пало-Альто, предприниматель Рэй Курцвайл даже осмелился назвать точную дату скачка — 2029 год. Он уверен, что к этому времени будет создан искусственный интеллект, превосходящий человеческий, — ведь в результате человеческой эволюции от приматов до наших дней объем мозга увеличился лишь втрое, а количество транзисторов на микросхеме удваивается каждые два года. Выход — или «техноспасение» от проигрыша в эволюционной гонке — видится только один: ускорение эволюции самого человека за счет нейроимплантатов, способных «разогнать» наше мышление.