Первый раз Лубутен покрасил подметки в качестве эксперимента — лаком для ногтей. Вскоре цвет подошв стал для поклонниц его продукции своего рода опознавательным знаком: в дорогих кафе в начале сезона модницы хвастаются трофеями из новых коллекций, закидывая ногу на ногу и демонстрируя красные подметки. Увидев, что этот дизайнерский ход стимулирует продажи, нью-йоркская обувная марка Oh…DEER! решила выкрасить подошвы и у своих туфель. Результатом стала утомительная судебная тяжба.
Лубутен сумел доказать в суде, что блестящие красные подметки свидетельствуют, что эти туфли — его.
Первым свое эксклюзивное право на определенное сочетание цветов и рисунка зарегистрировал в 1892 году сын Луи Вьюттона: это были коричневые с желтым «шашечки» и монограмма LV. Он же придумал рекламную кампанию со слоганом «Избегайте подделок!». А еще в начале XX века дизайнер Мадлен Вионне решила патентовать каждую свою вещь, фотографируя ее с разных ракурсов. Правда, когда она умерла, модельеры начали активно копировать и продавать ее находки.
Сегодня сочетание цветов или рисунок становятся товарным знаком, как только начинают узнаваться покупателями. Давно уже «запатентованы» клетка Burberry или зеленая и красная полоски Gucci. И только марка Van Laack пока не удосужилась подать документы на регистрацию трех дырок на своих пуговицах: видимо, пока они не стали заметной потребительской «фишкой».