Распределение доходов — один из главных фетишей нашей страны. У нас не любят очень богатых (да и где их любят?), завидуют просто богатым, презирают соседей за то, что «деньги есть, а в долг не дают». У нас не хотят знаться с людьми «не нашего круга» и брезгливы к бедным, особенно в крупных городах. И все обижены на судьбу за тяжелую долю, имя которой — социальное неравенство.
Вокруг этого понятия бытует множество мифов. Например, такой: в России самая большая разница в доходах между богатейшими и беднейшими 10% населения. Или: у нас неприлично много миллиардеров на душу населения (которые, разумеется, это население поголовно ограбили). И еще: в России ужасно много нищих.
На деле все не совсем так. Мировая статистика показывает, что по большинству показателей страна у нас средняя. Есть, разумеется, пункты, где мы в числе лидеров. Например, мы на 22-м месте в мире по суммарному доходу самых состоятельных 10% населения. Эти 10% зарабатывают почти 40% всех денег в России — на соседних позициях находятся сплошь гамбии, гватемалы и прочие гондурасы. Но если посмотреть разброс самого показателя в разных государствах мира, то выяснится, что он вообще не очень велик, особенно в нижней части таблицы: наши богатые отбирают у населения только на 8% больше, чем, допустим, их американские коллеги, на 11% опережают британцев и на 15% — австралийцев. От кого мы действительно далеко ушли, так это от континентальной Европы, но она вообще вне конкуренции.
Остальное неравенство у нас очень даже типичное: миллиардеры есть, но в Гонконге, США, Испании вы их встретите чаще; разрыв в доходах велик, но попадает точно в середину мирового распределения (60-е место из 125 государств); а число людей, живущих меньше чем на $1 доллар в день, исчезающе мало.
Оценивать социальное неравенство — занятие сложное, здесь имеется много способов. Основным инструментом статистиков является так называемый индекс Gini — интегральная величина, которая рассчитывается по нескольким показателям. Она показывает распределение доходов среди всего населения — чем выше индекс, тем больше несправедливость. Теоретически индекс может принимать значения от нуля до ста (полное равенство — полное неравенство), но в реальности самый большой показатель у Намибии — 74,3, а самый маленький — у Дании: 24,7. Россия и здесь в середине списка — с индексом 39,9.