Как изобрести цензуру

Культура
Москва, 18.10.2007
«Русский репортер» №20 (20)
Александр Шабуров из «Синих носов» говорит: «Мы самые запрещаемые художники России. Наши работы таможня четырежды не выпускала за границу». Свой вклад в искусствоведческие изыскания таможенников внес министр Александр Соколов

Соколов заявил, что выставка Третьяковской галереи «Соц-арт», которая должна открыться 21 октября в Париже в рамках ярмарки актуального искусства, станет позором для России.

Министра особенно возмутила работа «Синих носов» «Эра милосердия»: «те самые целующиеся милиционеры, эротические картинки». Соколов сказал, что демонстрация Россией «порнографии» «не клеится» с выступлением во Франции патриарха Алексия II.

Трудно сказать, что именно вызвало раздражение министра именно сейчас. «Эра милосердия», как и другие работы, представленные на выставке «Соц-арт», была показана в марте этого года во время II Московской биеннале современного искусства. Тогда демонстрация этого произведения не вызвала ни дискуссии среди искусствоведов и чиновников, ни роста половой распущенности. Гневный окрик министра привел к тому, что работы «Синих носов» не будут показаны в Париже.

Сейчас и Министерство культуры, и Росохранкультура, и руководители Третьяковки наперебой изображают ревнителей свободы слова, ссылаются на отсутствие субординации и координации и отказываются от комментариев. Пресс-секретарь Министерства культуры Елена Демченко сказала, что в отсутствие Соколова в Москве никто из его заместителей не может прокомментировать слова о «порнографии», потому что сказанное было мнением не министерства, а лично Александра Сергеевича. Но дело даже и не в том, в чьей компетенции было решение «тащить и не пущать».

«Синие носы» — не политические карикатуристы и не диссиденты. Они работают со стереотипами массового сознания, иронизируя над нашими заблуждениями. И когда чиновник, опираясь на свой собственный вкус, берется решать, что — искусство, а что — не искусство, он демонстрирует не только полное незнание истории культуры последних лет. Он превращает художников в диссидентов, а художественное высказывание в политическое. Поэт опять, оказывается, больше чем поэт, а художник, работающий в непривычной стилистике, готов ниспровергнуть конституционный строй. Теперь министр культуры не должен удивляться, услышав, что «Синие носы» — борцы с правящим режимом, а в России возрождена цензура. Не хотите подобных обвинений? Считаете их бессмыслицей? Тогда позвольте искусству просто быть искусством.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №20 (20) 18 октября 2007
    Кино
    Содержание:
    Круговая порука

    Редакционная статья

    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Случаи
    Реклама