На резиновом ходу

18 октября 2007, 00:00

Когда-то галоши спасали от сырости. Теперь их покупают для красоты. Из символа бедности они метят в знак успеха и продвинутости

Галоши — фольклорный элемент, часто встречающийся в сказках и шуточных стихах, а порой и в серьезной литературе: у Чехова, Зощенко, Булгакова. Когда-то они были очень привлекательны внешне — черные лаковые лодочки с ярмарочным красным нутром.

Но галош, которые могут устроить современного горожанина, российская промышленность не выпускает. А изделия фабрики «Красный богатырь» — те самые, блестящие, лаковые — поверх модных ботинок не наденешь. Остается покупать американские — недорогие, невесомые, тонкие. Надеваются они на классические мужские туфли и обтягивают их, как вторая кожа. В результате обладатель галош всегда в чистых, сверкающих ботинках — назло погодным условиям и городским коммунальным службам.

Собственно, с американцев и началась история галош в их современном варианте. После того как Чарльз Гудьер в середине XIX века изобрел процесс вулканизации, резиновые боты для защиты обуви были первым, что освоила американская резиновая промышленность. В России первая резиновая фабрика, основанная гамбургским купцом Фердинандом Краузкопфом, заработала в 1860 году, и скоро все слои городского населения в России щеголяли в ее продукции. Но после 1917 года галоши постепенно исчезли из обихода, их надевали разве что на валенки — дворники и дети.

Еще недавно пропагандистами галош были лишь руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой и режиссер Иван Дыховичный. Однако сейчас носить их становится хорошим тоном, признаком практичности и позитивного взгляда на мир. Вместо того чтобы жаловаться на слякоть, грязь и жидкий снег под ногами, можно взять и купить галоши. У них множество достоинств: они защищают обувь от реагентов и сырости, в них меньше скользишь. А недостаток только один: мало женских моделей. И еще говорят, что галоши вызывают гиперположительные эмоции не только у их обладателя, но и у окружающих: видят люди человека в галошах и улыбаются.