Сто пятьдесят квадратных метров живописи

18 октября 2007, 00:00

Искусство, которое не хочет быть газетным фельетоном

C 15 октября в Московском музее современного искусства (отделение в Ермолаевском переулке) желающие могут оценить выразительность абстрактной живописи. Здесь проходит выставка Who is afraid живущего в Кельне художника Георгия Пузенкова.

Он принадлежит к поколению художников 1980-х — тех, кто экспериментировал с формой и играл с ассоциациями из современности и истории искусства.

Выставленные в Москве работы Пузенкова хорошо известны на Западе, но в России прежде не показывались. «Такой внешне молчаливой, но заряженной изнутри разными смыслами выставкой мне хочется навести мостики с авангардом 20-х годов, всколыхнуть интерес молодого поколения к формальным проблемам. От того, как работает материал, зависит и все остальное в искусстве. Если этого не учитывать, оно становится похоже на газетные фельетоны и скоротечные, преходящие и никому не нужные вещи», — так описал Пузенков свой замысел корреспонденту «РР».

Выставка в Московском музее современного искусства не обычная ретроспектива, а тщательно срежиссированное представление. Некоторые декорации к нему изготавливались специально. Заходя внутрь, зритель попадает в темное помещение с подсвеченной рамкой металлоискателя — знаком времени, от которого не избавлены даже академические музеи. Ось выставки — лестница с черными агрессивными металлическими скульптурами, выросшими из росчерка электронной кисти. В каждом зале помимо небольших абстрактных работ своя визуальная доминанта — монументальный двадцатиметровый живописный холст. Совпадающая с названием выставки картина Who is afraid состоит из 145 модулей. Читателям «РР» художник посоветовал не стремиться к логической расшифровке и положиться на интуицию: «В абстрактном искусстве громадную роль игра­ет эмоциональное, осязательное восприятие самого материала. Когда на тебя смотрит 5 квад­ратных метров синего цвета — это не то же самое, что 20 квадратных сантиметров. Ты попадаешь в поле, которое в твоей генетической памяти тождественно пребыванию перед лицом неба. Когда три секунды ты только поднимаешь глаза, чтобы увидеть верхнюю кромку, ритмы присутствия в поле искусства начинают напоминать ритмы реальной жизни. Сюжет заменяется эффектом присутствия и воздействия материала». Это тот редкий в современном искусстве случай, когда думать, «что это», не только не нужно, но и противопоказано. Лучше просто смотреть.