Каши не просит

Среда обитания
Москва, 01.11.2007
«Русский репортер» №22 (22)
Сапоги всегда были обувью дорогой и оттого уважаемой. Их себе могли позволить лишь зажиточные горожане и сельские богачи

До середины XIX века в Европе ношение сапог считалось прерогативой мужчин. Но к концу столетия эта обувь закрепилась и в женском гардеробе — в основном в качестве экипировки для верховой езды. А затем настала эпоха феминизма и ХХ век дамы бодро прошагали в сапогах наравне с сильным полом.

Однако Россию эти пертурбации обошли стороной — у нас сапоги издревле носили и мужчины, и женщины, и дети, особенно в городах. Правда, они отличались от европейских. Австрийский дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн, посетивший Россию в XVI веке, писал в своих «Запис­ках о московитских делах»: «Сапоги они носят по большей части красные и притом очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками».

Для украшения применялось тиснение, причем с более сложным узором на голенищах. Иногда оно имитировало естественные складки кожи. Порой край голенища украшался цветной материей, а весь сапог покрывался дорогим шитьем. И, конечно, большое значение имела выделка: чем грубее кожа, тем дешевле были сапоги, а самые тонкие сафьяновые (козлиной кожи) сапожки считались, как сказали бы сегодня, изделиями класса «люкс».

Черный цвет сапог был наиболее распространенным для повседневности, причем, для всех слоев населения. Красные шили под праздники и торжественные мероприятия, а высшие сословия выделялись роскошной вышивкой по коже или даже замше светлых цветов.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №22 (22) 1 ноября 2007
    Революция
    Содержание:
    А Ленин такой неживой

    Редакционная статья

    Фотография
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Случаи
    Реклама