Нарисуй себе Россию

Тренды
Москва, 08.11.2007
«Русский репортер» №23 (23)
Для большинства неспециалистов социологические исследования — это массовые опросы и проценты, проценты и еще раз проценты. Но социология оперирует не только анкетами типа «Как вы относитесь к…?» и длинными столбцами цифр. Социологи из «Левада-Центра» провели исследование восприятия России с помощью рисуночной методики. Психологи любят заставлять людей рисовать картинки на заданную тему, например «Несуществующее животное» или «Дом-Дерево-Человек», однако для российской социологии это пока еще экзотика

Идея применения рисунков в качестве метода исследования была взята социологами у коллег-психологов. Она хороша тем, что дает возможность работать с данными на символическом, образном и эмоциональном уровнях. К тому же рисунок позволяет изучать проблемные темы, о которых люди не всегда хотят говорить или предпочитают давать «желательные» и стереотипные ответы. Социологи адаптировали рисуночные методики для своих целей.

С тем, как они работают, мы познакомились на собственном опыте в рамках исследования «Левада-Центра», одной из задач которого было выяснить, каким представляется образ России в городской молодежной среде. Работа велась в 12 городах страны; в каждом были проведены две фокус-группы с молодыми людьми (18–30 лет).

Если и вы хотите опробовать применявшуюся методику и сравнить себя с представителями российской молодежи, возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте образ России, каким вы его себе представляете. Никаких ограничений. В исследовании предлагалось сделать то же самое.

Люди рисуют охотно. Иногда, конечно, стесняются, порой говорят, что рисовать не умеют, но через минуту, видя, как рисуют остальные, тоже с увлечением берутся за дело. Так, по итогам исследования было получено 193 рисунка и только 7 отказов рисовать. Более того, рисование значительно оживляет дальнейшую беседу, раскрепощает людей и зачастую подталкивает к новым идеям.

Собрав большой массив рисунков, социолог имеет возможность проводить не только качественный, но и количественный статистический анализ изображений. Например, в ходе нашего анализа было выделено более 60 характеристик рисунка (используемые символы, темы, тип изображения и т. д.). Помимо этого, визуальные данные сопоставлялись с вербальными, полученными в ходе обсуждения с респондентами.

Какие сюжеты и образы встречаются чаще всего, можно увидеть в приведенной таблице. Ну а что получилось у вас?

Сергей Гуреев, «Левада-Центр»

Новости партнеров

«Русский репортер»
№23 (23) 8 ноября 2007
Терроризм
Содержание:
Внутренняя война

Редакционная статья

Фотография
Вехи
Путешествие
Случаи
Реклама