Автогражданская революция

22 ноября 2007, 00:00

Новый закон об обязательном автостраховании недолго будет радовать водителей. Парламент окончательно одобрил поправки в Закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (ОСАГО). Страховщики сочли их революционными до такой степени, что угрожают уйти с рынка. Но расходы компаниям Дума обязательно компенсирует. Весной, после выборов

Закон призван стать популярным. Для автомобилистов в нем есть несколько хороших новостей. Например, теперь вовсе не обязательно дожидаться приезда инспектора ГИБДД, если в ДТП участвовали всего две машины и их владельцы готовы договориться между собой, а сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб. И тут страховщики как раз не спорят, признавая, что эта норма приближает нас к европейской практике.

Заявление о выплате страховая компания обязана будет рассмот­реть в течение 30 дней. И никаких проволочек. Потому что за каждый день опоздания с выплатами компания будет платить клиенту неустойку. Максимальная сумма страхового возмещения, если пострадал только автомобиль, составит 120 тыс. руб. Если же в ДТП был нанесен вред здоровью, потерпевший может претендовать на 160 тыс. руб. С этим страховщики тоже согласны — они сами предлагали зафиксировать выплаты на этом уровне.

Разрешили законодатели и больной вопрос о прямом урегулировании ущерба: пострадавший теперь пойдет за деньгами в ту компанию, где сам покупал полис ОСАГО, а не в ту, где застрахован виновник. А уж потом страховщики будут договариваться о взаимных расчетах. Но не это вызывает у них беспокойство.

Больше всего им не нравится, что по новому закону родственникам погибшего в ДТП, если виноват в случившемся не он, положена единовременная выплата в 135 тыс. руб. и еще 25 тыс. — на похороны. Но, по словам Дмит­рия Маркарова, первого вице-пре­зидента компании «Росгосстрах», в стране ежегодно гибнут в автомобильных авариях примерно 35 тыс. человек.

Учитывая выплаты раненым, страховщикам придется каждый год раскошеливаться еще на 7,5–12 млрд руб. А если учесть, что закон об ОСАГО действует в России уже больше четырех лет, то за компенсацией в одночасье смогут обратиться еще как минимум 140 тыс. граждан и затребовать дополнительно 25–50 млрд руб. — ведь претензии в части ущерба жизни и здоровью срока давности не имеют.

Вот и выходит: ожидаемые в будущем году поступления в систему ОСАГО — 65 млрд руб., а предполагаемые расходы страховщиков — 88 млрд. «Никакое государство не заставит нас работать на таких условиях», — заявляют они гордо и… лукавят. ОСАГО уже принесло им немалые прибыли, позволив создать изрядный запас прочности. А в том, что некоторые игроки уже потянулись с рынка, в парламенте ничего страшного не видят. И не верят, что его покинут крупные компании.

Правда, когда поправки в закон только обсуждались, депутаты обещали страховщикам, что сначала — весной будущего года — будут пересмотрены тарифы, хотя бы процентов на 20–30, а уж потом последуют другие изменения. Вышло иначе. Но и в Госдуме, и в Федераль-ной службе страхового надзора (ФССН) согласны с тем, что тарифы ОСАГО придется повысить. Об этом приватно говорил депутатам глава ФССН Илья Лома­кин-Румянцев. А если тарифы вырастут на обещанную треть, то компенсируют страховщикам все новые расходы.

Понятно, что все популярные решения принимаются обычно накануне выборов. А непопулярные — после. Пока же каждый автовладелец может сам прикинуть, сколько будет стоить его страховка в будущем году.