Октановое число

22 ноября 2007, 00:00

Резкое подорожание автомобильного топлива — вопрос ближайшего времени, считают многие эксперты. Это выгодно прежде всего крупным нефтяным компаниям, так как рост цен избавит их от конкурентов

В последние недели оптовые цены на топливо практически догнали розничные. В начале осени на профилактику закрылись одновременно 9 из 28 российских нефтеперерабатывающих заводов. Вдобавок резко подскочили мировые цены на нефть, вплотную подобравшись к $100 за баррель. Естественно, большая часть продукции дейст­вующих НПЗ пошла за рубеж.

Результат не заставил себя ждать: только за последние полтора месяца оптовая цена на дизельное топливо выросла на 13,2%, бензин А-80 — на 4%, Аи-92 — на 8,6% и Аи-95 — на 5,8%.

Правда, розничные цены пока почти не увеличились: с начала года бензин в РФ подорожал всего на 2,8%, а дизельное топливо по сравнению с декабрем 2006 года — всего на 1,5%. А поскольку инфляция уже составила более 9%, можно сказать, что цены на топливо даже снижались. Получается, что, закупая его по новым тарифам, а торгуя по старым, автозаправки функционируют чуть ли не себе в убыток.

«Если оптовые цены не снизятся, то мы будем вынуждены либо поднять цены, либо закрыться, либо продать свои АЗС», — заявил Expert Online вице-президент Мос­ковской топливной ассоциации Алексей Небольсин. Он раскритиковал нефтяные компании, которые, открыв НПЗ после ремонта, не только не снизили цены, но искусственно ограничили оптовую торговлю бензином. Действительно, по данным Росстата, только за первую неделю ноября оптовые торговцы сократили продажу бензина на 6,7%. «Нефтяники вытесняют нас с рынка. Им выгодно, чтобы они полностью замкнули свой производственный цикл — от добычи нефти до АЗС», — объясняет ситуацию Небольсин.

Сами нефтяники призывают не драматизировать ситуацию. Так, президент НК «Лукойл» Вагит Алекперов считает, что нет никаких оснований ожидать значительного роста розничных цен на моторное топливо. На днях он заявил, что в стране нет дефицита бензина и дизельного топлива, а большинство российских НПЗ завершило профилактические ремонты и вышло на полную мощность. К тому же, по словам Алекперова, розничная маржа пока позволяет покрывать издержки автозаправочных станций. Примерно те же тезисы содержит и опубликованное на днях сообщение пресс-службы «Роснефти».

Но, похоже, нефтяники лукавят. Во-первых, о сокращении продаж бензина говорит Росстат. А во-вто­рых, по данным мониторинга ИЦ «КОРТЕС», со 2 по 9 ноября средние по стране отпускные цены российских НПЗ для независимых игроков составили (включая все налоги): А-80 — 18,27 руб./л, Аи-92 — 20,73 руб./л, Аи-95 — 23,51 руб./л. Понятно, что, не повышая цен, выжить в таких условиях смогут лишь обладающие большим «запасом прочности» сети АЗС, принадлежащие все тем же нефтяникам.

Ситуацией уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Начальник управления ФАС по контролю и надзору в топливно-энерге­тичес­ком комплексе Александр Пироженко назвал тенденцию укрупнения вертикально интегрированных компаний «угрожающей». Для исправления положения ФАС обязала крупные нефтяные компании поставлять нефтепродукты на независимые АЗС на недискриминационной основе.

Как будут выполняться эти предписания — вопрос открытый. Так руководитель управления ФАС по Томской области Владимир Шевченко признался: «Государством цены не устанавливаются, а только отслеживается рыночный механизм их формирования».

Но чтобы его «отследить», нужно пройти всю цепочку реализации нефтепродуктов — от добычи до продажи конечному потребителю. ФАС уже запросила у крупных НПЗ данные о работах, приведших к сокращению объемов производства нефтепродуктов: служба намерена выяснить, правомерно ли оно. Только максимально прозрачный механизм ценообразования позволит судить, кто прав в этом заочном споре — крупные нефтетрейдеры или небольшие самостоятельные АЗС.

Розничные цены на высокооктановый бензин

по состоянию на ноябрь 2006 (в центах США за литр)

Страны категории 1

(1–37 центов США)

Очень высокие бензиновые субсидии

Розничные цены на бензин ниже мировой цены на сырую нефть.

Страны категории 2

(38–62 цента США)

Бензиновые субсидии

Розничная цена бензина выше мировой цены на сырую нефть, но ниже цены на бензин в США. Стоимость бензина в Америке, как правило, рассматривается в качестве стандарта самоокупаемости — минимальной цены, покрывающей издержки продавца, включающие расходы на производство, транспортировку, НДС и 10 центов в специализированные дорожные фонды.

Страны категории 3

(63–128 центов США)

Бензин облагается налогами

Розничная цена бензина выше, чем в США, но ниже, чем в Люксембурге. Порядок цен в Люксембурге может рассматриваться как ориентировочный европейский уровень, складывающийся не только из расходов на производство, транспортировку и НДС, но и включающий ряд специфических налогов Евросоюза.

Страны категории 4

(129–190 центов США)

Очень выскокие налоги на бензин

Розничная цена бензина выше, чем в Люксембурге.