Забастовки – это вредная вещь

22 ноября 2007, 00:00

Иван Поляков, генеральный директор Омского производственного объединения «Радиозавод им. А. С. Попова»

Вы уже ощущаете новую волну рабочего движения?

Некорректно называть то, что сейчас происходит, новым рабочим движением. Изменилась жизнь, люди, их отношение к самим себе. Они просто вспомнили о том, что тоже имеют права, в том числе зарабатывать и работать в хороших условиях. Но вслед за этим должны происходить какие-то изменения и в механизмах, направляющих эту трудовую энергию в определенное русло. А их нет. Легальные формальные процедуры прописаны в законах, есть профсоюзы. Но цельного, вертикально построенного и авторитетного профсоюзного движения нет.

Подождите, а как же ФНПР?

Эта организация сама по себе неплохая, но целостности и большого авторитета у нее нет. Она находится примерно в таком же состоянии, как наша страна в 90-е годы, — в состоянии полуфеодальной раздробленности. Центральная и региональные организации никак не взаимодействуют.

Существует мнение, что ФНПР — это плохо: надо параллельно что-то создать или руководство поменять — и все наладится.

Не наладится. Не ФНПР виновата, а условия, в которых она оказалась, и идеологический подход. Заложенная в законодательстве схема предполагает жесточайший антагонизм между работодателем и работником.

Все исходят из того, что работодатель, стремясь уменьшить издержки и увеличить прибыль, последнюю кровь и пот выжмет из своего работника, заплатит копейки и выбросит его на помойку. Так было в XIX веке. Но с тех пор профсоюзы многого добились. И даже думский комитет по социальной политике зачастую выступает: «Мы с трудовым народом», «Мы вас, работодатели, удушим». Я вот сижу, слушаю и думаю: это я, что ли, гад? Почему меня врагом называют, если я ничего плохого своим людям не сделал? Часто в предвыборных интересах начинают заигрывать с «трудовыми ресурсами». Все это выливается в излишнюю «социальность» норм закона, когда бездельника, непрофессионала нельзя уволить из-за процедурных вопросов.

И что нужно поменять в законах?

Надо не столько законы менять, сколько отношение в головах людей. Почему у меня на заводе нет больших проблем с рабочими? Потому что, когда проблема возникает, они знают, куда и к кому могут обратиться.

Но не все такие сознательные, как вы.

Я ни в коем случае не оправдываю работодателя. Надо работника воспринимать как партнера. Одна из главных проблем — отсутствие у многих работодателей и наемных работников желания выстраивать конструктивные отношения, идти на уступки до возникновения кризисных ситуаций. Для этого зрелые и авторитетные люди должны быть с обеих сторон. А работодатели зачастую не желают вступать в диалог с профсоюзом, потому что им кажется, что профсоюзные лидеры слишком деструктивны.

Сейчас появляются новые профсоюзы и новые лидеры с новыми методами работы.

Да, но если у них неконструктивная позиция, это может привести к тому, что акционеры или инвестор могут решить закрыть фабрику. Вот издательство «ОЛМА-Пресс» закрыло здесь свою типографию, переоборудует здание под офисное, а все типографские мощности переносит в Китай. Это что, нормально? Инвестор приходит в Московскую область, а ему говорят: «Мы тебе здесь конфеты в фантики за $1000 будем заворачивать». А зачем, если ему в Китае за $200 завернут и будут еще на руках носить? Это что, повышает инвестиционную привлекательность страны, создает новые рабочие места?

Ситуация с «Фордом» — опасный сигнал. В маленьком городке построили завод, дали людям работу. Давайте порассуждаем с точки зрения работодателя. Он подумал: все платят $100, я буду платить $500, и все самые лучшие ко мне придут. Все пришли, стали работать, привыкли и говорят: «А почему не тысячу? Дай тысячу». Я, конечно, утрирую. Но, прося эту тысячу, часто и слушать не хотят о том, что есть инвестиционный план, кредиты, что могут быть объективные причины, которые не позволяют именно сейчас повышать зарплату. Кроме того, ни для кого не секрет, что в нашей стране уровень доходов растет быстрее, чем производительность труда. Никто же не приходит, не говорит: давай я буду в два раза лучше работать, больше производить, и ты мне будешь больше платить.

100 болванок ты в день вытачиваешь. Условно говоря, четверть стоимости этой болванки — твоя зарплата. Честно? Честно. А рабочий мне говорит: «Я хочу две трети». Я на это могу только сказать: «На тебе две трети, только это последний месяц, когда ты точишь болванки, потому что в следующем месяце ни света, ни тепла не будет». Это же очевидно.

Но рабочие говорят о разной доле зарплаты в себестоимости продукции у нас и на Западе.

Ну и что? В России ставка рефинансирования, например, несопоставима с японской. Структура издержек производителя совсем другая, как и производительность труда. Я еще про одну вещь хочу сказать. У нас выстраивают какую-то искусственную, зловреднейшую, на мой взгляд, конфигурацию «власть — общество — бизнес». И в этой условной конфигурации работодатель получается перед всеми виноватым и крайним: он и перед обществом виноват, и перед властью. Это же искусственное деление. Разве бизнес не общество? У нас что, родителей нет или друзей?

Вот из генсовета «Деловой России», где я состою, половина сейчас идет в Думу. И вот сидим мы, а напротив — начальники единороссовские, и они вещают: «Ну что, бизнес, давайте мы с вами поговорим». Они как бы власть. Но у них же у самих по 10 бизнесов. И я поворачиваюсь к своему соседу и говорю: «Вась, а вот завтра вы поменяетесь местами — ты будешь власть и что, ты мне будешь говорить: “Ну что, бизнес, давай поговорим?” Бред! На этих встречах все говорят о каких-то противоречиях, о том, что бизнес должен быть социально ответственным. А по мне — он социально ответственен по определению, потому что бизнесмен, может, даже больше зависит от рабочего, чем тот от него.

Есть мнение, что забастовки, заставляя собст­венника повышать зарплаты, побуждают его к модернизации производства.

Не забастовки подталкивают собственника к модернизации, а необходимость снижать издержки и повышать прибыль. Каждый работодатель стремится иметь современные технологии и высококвалифицированный персонал. Это фактор его конкурентного преимущества. Забастовки к модернизации имеют слабое отношение. Я вообще считаю, что забастовки — это вредная вещь. Все должно урегулироваться на значительно более ранних стадиях. А если дело дошло до забастовок, нужно наказывать. Причем обе стороны. Ущерб от забастовки несет компания. И если выяснится, что те, кто ее организовал, неправы, весь коллектив должен компенсировать урон. И обратно, если их претензии обоснованны и это подтвердила комиссия — из министерства ли, из центральных ли профсоюзов — вопросов нет: тогда ответственность должен нести работодатель.