Новой жизни не надо

От редактора
Москва, 20.12.2007
«Русский репортер» №29 (29)

Говорят, в московских магазинах стоят очереди за телефонами Vertu стоимостью от $5 тыс. Нормальные с виду люди подкупают продавцов и номера чуть ли не на ладошках пишут. Логично предположить, что москвичи с жиру бесятся, но предпраздничный бум начался повсюду. На открытии очередного гипер- или мегамаркета толпа сносит прилавки, скупая телевизоры и электробритвы. На сайте одного онлайнового магазина висит опрос «Что бы вы хотели получить в подарок на Новый год?». Люди хотят мобильный телефон, фотоаппарат, телевизор и бытовую технику. Прохожие уже несут большие и маленькие коробки, продавцы готовятся к массовой атаке покупателей.

Но разве не странно желать электронику и бытовую технику в подарок? Так и представляю себе этот романтический вечер: «Милый, подари мне стиральную машину. Ну, хотя бы электрогриль». А потом: «О да, моя мечта сбылась, теперь я буду готовить курицу в три раза быстрее. Осталось только телевизор на кухню купить. Желательно плазменный».

Времена дефицита вроде прошли. А осадок остался. Граждане еще хотят элементарного комфорта, но по старой советской привычке связывают его с праздниками. Когда-то к концу года давали тринадцатую зарплату и «заказы», а в магазинах «выбрасывали» все, что год придерживалось на базах. Это было время мандаринов и шоколадных конфет, недоступных в обычной жизни. И в подарок покупались вещи практичные. Помню, однажды моя мама получила радиоприемник (для кухни) и очень радовалась. Я сама, как и все дети советской страны, ждала от Деда Мороза велосипед и роликовые коньки. А сейчас хочется подарков не­обычных, даже исключительных, не очень нужных, просто красивых и недорогих. Билет на концерт, красивые вязаные носки, диск с хорошим фильмом, бусы из ракушек. Не нужно дарить новый телевизор, все равно смотреть по нему нечего. И мобильник я сама себе выберу — мне важно, как он выглядит и что умеет.

Требуются усилия, чтобы осознать, что непрактичный подарок — тоже ценность, только другая. Сначала мы судорожно выбираем технику, потом стоим в очередях за продуктами, режем и жарим, наконец садимся за стол в ожидании боя курантов, с которого должна начаться новая жизнь. Но вот куранты замолкают, а жизнь вокруг все та же — телешоу, одинаково дебильные на всех каналах, и нет никаких сил для веселья.

Так и будет, если ждать чуда от индустрии новогодних развлечений. И если думать, что праздник готовится где-то на фабрике и надо только встать в нужную очередь. Это даже приятно — быть «овощем» и поддаться рекламной истерии, убеждающей, что от крутизны подарка зависит ощущение праздника и качество любви. Но если мы и вправду хотим показать свое отношение к близким, не стоит убивать время и силы на дорогие покупки. Ведь можно сделать это гораздо проще — тем временем и теми силами, которые будут потрачены непосредственно на них, близких.

Хочется отпраздновать Новый год простыми совместными действиями, такими редкими в будни. Пусть будет вкусная еда, но не спортивная кулинария «на результат». Пусть будут разговоры и танцы, но не изматывающий телевизор, после которого остается смутное чувство, что тебя опять обманули.

И обмана не будет, если с самого начала не думать, что телепередача может развлечь, а бытовая техника — принести счастье. Это даже хорошо, что новая жизнь не наступит. С той, что есть, надо разобраться.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №29 (29) 20 декабря 2007
    Преемник
    Содержание:
    Все ли воруют

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама