2007-й оказался более спокойным, чем это предрекали даже самые умеренные прогнозы. Наиболее грустные события — это смерти великих людей. А их было много: Ингмар Бергман и Лучано Паваротти, Илья Кормильцев и Михаил Ульянов… Но ведь большинство из них потому и великие, что успели при жизни воздвигнуть себе «памятник нерукотворный», обрести лицо. И разве это не счастье?
Ужас, напротив, вызывают бессмысленные убийства вроде тех, что совершали подростки в США и Европе, взрыв автобуса в Тольятти, теракты, локальные войны. Но ими в современном мире отмечен, к сожалению, каждый год.
В 2007-м история словно остановилась подумать: где же сделать следующий поворот? Ожидалось, что богатым на события станет в России предвыборный сезон, начавшийся еще осенью 2006-го с политических убийств — Литвиненко, Анны Политковской, зампреда Центробанка Козлова. В общественном сознании они оказались прочно связаны с вопросом о власти.
Если говорить о внешней опасности — над Россией постоянно висела угроза международной изоляции: дело о полонии-210, скандал вокруг Бронзового солдата в Эстонии, высылка российского посла из Грузии. Но тут все оказалось прочно: власти на провокации поддавались умеренно, а общество на зарубежную критику реагировало настороженно. Это мощная тенденция. Во время «оранжевой революции» Киев ориентировался на мнение Запада, у нас же аналогичное давление извне оказало обратное воздействие. Вплоть до казусов — Андрей Луговой, обвиненный в убийстве Литвиненко, даже был избран в парламент.
Был и серьезный внутренний риск — что система в связи с уходом Владимира Путина пойдет вразнос. Уходит ведь не просто президент, а ключевой элемент системы: множество политических и экономических договоренностей держатся на нем лично. Неопределенность и ослабление позиций верховного арбитра должны были породить закулисные попытки заново выяснить отношения. Но и тут некоторое обострение (война спецслужб, арест замминистра финансов Сторчака) произошло уже в самом конце года, ситуация же в целом осталась управляемой.
Мировое сообщество и российский народ позволили правящей группе решать проблему преемственности власти самостоятельно, никого не спрашивая. Это уникальный карт-бланш! Но основной минус ситуации в отсутствии политической полемики, что тем более опасно, поскольку следующему президенту придется всерьез заниматься страной: инфраструктурой, социальной сферой, милицией, армией. Многие сферы предельно запущены, про другие так и хочется сказать: «Так не должно быть!»
Ведущая мировая держава, США, в 2007 году, к счастью, не делала особо резких движений во внешней политике, а американские экономические проблемы не стали «головной болью» для всего мира. Призрак новой войны на Большом Востоке пока рассеялся, нестабильность у наших границ — умеренная.
2008 год внушает больше надежд, чем опасений. Но, как подсказывают нам гадания, «благоприятна стойкость». Праздники нужны для того, чтобы выбраться из рутины повседневных дел. Их не должно быть слишком много, но они должны быть достаточно яркими, чтобы мы обрели способность спокойно мыслить и могли отделить главное от шелухи.
Если получится, это уже — счастье.
С Новым годом!