Наш ответ GPS

27 декабря 2007, 00:00

В новом году начнутся продажи отечественного спутникового навигатора Glospace. Это наш ответ американской системе GPS и европейской Galileo. Разработанный на основе военных технологий, Glospace позволяет использовать сигналы как российских, так и западных спутников. Проверив в действии продукт конверсии, «Русский репортер» выяснил, что Glospace станет вполне достойным конкурентом импортным аналогам

Испытывать российский навигатор мы приехали к метро «Авиамоторная», где находится офис его разработчиков — НИИ космического приборостроения. Больше всего Александр Четыркин, заместитель гендиректора НИИ, опасался, что «эта штука» вообще не заработает.

— Может сразу не сориентироваться, требуется время на инсталляцию, — волновался он, когда мы садились с навигатором в машину.

Но опасения были напрасны. Прибор включился сразу, на нем появилась карта. Большая синяя стрелка точно указала наше местонахождение — пересечение улиц Авиамоторной и 4-й Кабельной. Внизу большого экрана появилась полоска из разноцветных квадратиков — индикаторов приема спутниковых сигналов. Три красных и семь синих квадратиков означают, что навигатор «видит» сигналы от трех спутников ГЛОНАСС и семи GPS.

— Всего на орбите сейчас 19 спутников ГЛОНАСС, но работают пока только 12 — остальные или на профилактике, или недавно запущены и пока тестируются, — пояснил инженер. — Сейчас же ГЛОНАСС покрывает 80% российской территории и около 70% мировой. Всю Россию охватим, когда будут работать 18 спутников, — это уже в следующем году.

Вообще-то со спутниками ГЛОНАСС все получилось «по-российски». Когда разработчики навигатора спрашивали чиновников Минпромэнерго, ответственных за спутники, почему их так мало на орбите, те отвечали: «Так у вас же на Земле ничего не готово, зачем их запускать, для кого они работать будут?» А когда разработчиков спрашивали, почему навигаторы до сих пор не готовы, они кивали на смежников: «Так спутников же все равно пока нет, как навигаторы работать будут?»

Помог, как водится, Владимир Путин, который приказал форсировать проект. И — о чудо государственной воли! — в конце прошлой недели на орбиту были выведены еще три спутника ГЛОНАСС, а Glospace был создан на базе российского военного навигатора всего за три месяца.

— В принципе, для того чтобы определить местонахождение, достаточно трех спутников. А с помощью четвертого навигатор показывает еще и направление движения, — рассказывает Александр Четыркин.

И правда — стоило нам тронуться с места, как стрелочка на карте задумалась и вытянулась вдоль улицы Авиамоторной. Вырулив на нее, мы поехали быстрее — масштаб карты стал более крупным, желтый цвет сменился белым. Вдоль улиц — их названия и значки, показывающие расположение всяких полезных для автомобилиста мест: заправок, больниц, точек общепита. Справа от экрана — четыре большие кнопки. Специальной палочкой (стилом) или просто пальцем можно включить версию 3D — сделать пространство на карте объемным. Можно регулировать изображение — покрупнее, помельче. Внизу экрана — широта и долгота с точностью до долей секунд.

Большинство функций навигатора знакомы автомобилистам по приемникам GPS. Если набрать конечную точку пути, он покажет наиболее удобный маршрут. Можно подключить опцию, позволяющую отслеживать дорожные пробки, тогда информация о заторах будет высвечиваться на дисплее, и навигатор предложит пути объезда. Отдельно можно докупать карты на флешках — подходят карты от навигаторов GPS, но у российских разработчиков есть и собственные.

— По заказу одного из клиентов наши картографы даже сделали карту Арабских Эмиратов, — говорит Четыркин. — Сейчас делают карты СНГ, Европы и всех уголков России, куда только можно добраться на автомобиле.

Стоить приемник будет около 12 тыс. рублей. Как утверждает Четыркин, это довольно низкая цена. Есть, конечно, навигаторы дешевле, но у них не так много возможностей, да и размером они мельче, а значит, и экран меньше.

Пользование навигатором никакой абонентской платы не предусматривает: считается, что государство получит свою выгоду от налогов при продаже Glospace.

— Кроме того, вы же понимаете, что все спутники — двойного назначения, — многозначительно говорит Четыркин.

Главное преимущество отечественного навигатора перед иностранными аналогами, кроме того милого сердцу обстоятельства, что он российской сборки, состоит в том, что он «видит» сразу две системы — американскую и российскую.

— Когда время от времени американцы начинают с кем-то воевать или просто проводят крупные учения, они свою систему глушат. В этом случае навигатор будет работать исключительно на ГЛОНАСС, — объясняет разработчик. — Это позволит Glospace конкурировать и на зарубежных рынках. А когда европейцы запустят наконец свою Galileo, он будет видеть и ее.

Пока большинство комплектующих навигатора импортные. Российские только несколько транзисторов и магнитик, которым антенка крепится на крыше автомобиля.

— Можно и больше деталей делать, но их ведь не производят, — жалуется Четыркин. — Технологии развивать надо!

Сейчас у производителей Glospace самая горячая пора. Ведь президенту уже доложили, что навигатор скоро поступит в продажу. И многим высокопоставленным чиновникам и бизнесменам сразу захотелось установить такой прибор в своем автомобиле, ну и подарить его нужным людям на Новый год. Поэтому сейчас НИИ производит навигаторы под заказ. А после праздников дойдет очередь и до простых потребителей — прибор поступит в торговые сети. Следующим шагом станет создание более легкой версии, которой можно будет пользоваться для пеших прогулок по незнакомым городам.