Дебош на борту

24 января 2008, 00:00

В МВД считают, что некоторые авиационные рейсы должны сопровождать вооруженные сотрудники милиции. Это должно помочь в борьбе с терроризмом и хулиганством на борту

Симпатичный молодой человек босиком разгуливает по салону самолета. Пассажиры благодушно посмеиваются, снимают парня на камеры сотовых телефонов — ну, перепил немного от волнения перед полетом, с кем не бывает. Пьяный начинает что-то петь, потом неожиданно орет диким голосом, вскакивает босыми ступнями на подлокотники кресел в проходе и начинает выкидывать вещи из багажных отсеков прямо на головы пассажирам. Тем уже не до смеха: они кричат не хуже буяна, уворачиваются от падающих вещей. Но вот кто-то наконец хватает его со спины и валит на пол. Возмутителя спокойствия чем-то связывают. Это кадры обошедшей весь русский интернет съемки недавнего происшествия на рейсе Калининград — Москва. Скандалист, конечно, оказался никаким не террористом, а вполне добропорядочным 25-летним жителем Калмыкии. Пассажиры же, запертые в салоне самолета на многокилометровой высоте, пережили не самые приятные минуты в своей жизни. Тем не менее парень отделался штрафом всего в 500 рублей.

Противодействие подобным дебоширам по-прежнему остается «делом рук самих утопающих», то есть пассажиров, стюардов и летчиков. Авиакомпании решают проб­лему безопасности во время полета, как могут. Например, по словам представителя «Трансаэро» Сергея Быхала, на особо проблемные рейсы компания сажает в салон сотрудников своего департамента без­опас­ности — как правило, это крепкие мужчины средних лет. Тут, правда, есть определенная сложность. Во многих странах существуют сертифицированные средства, которыми авиакомпании могут пользоваться на законных основаниях, например пластиковые наручники, клейкие ленты. У нас же соответствующих нормативных актов нет, и российским перевозчикам приходится обходиться тем, что под рукой: ремнями безопасности и обычным скотчем. «Сотрудники нашей службы сопровождения авиарейсов обычно не имеют никаких спецсредств. Наденешь на буяна наручники, а он потом протрезвеет и спросит: а на каком основании?» — сожалеет Быхал.

Случай с «калмыцким террорис­том» стал для милиционеров из Управления внутренних дел на воздушном и водном транспорте МВД РФ очередным поводом напомнить о необходимости создания специальной группы воздушной милиции. По словам начальника Мос­ковского УВД ВВТ генерал-майора Юрия

Кулика, такие группы могли бы «в случае необходимости находиться на борту самолета при осуществлении некоторых рейсов». В федеральном УВД ВВТ «Русскому репортеру» пояснили, что под проблемными рейсами имеются в виду чартеры на Гоа, Кубу, Таиланд и Бали.

Правда, как нам удалось выяснить, основной целью МВД является все-таки борьба с терроризмом. «Хулиганство можно прекратить с помощью ужесточения штрафов. В западных странах плата за дебош на борту составляет 1000 евро, — говорит сотрудник Департамента по борьбе с терроризмом МВД. — В пиковые периоды из одной только Москвы взлетают десятки чартеров в день. Сажать на каждый борт сотрудника милиции для борьбы с хулиганами — это бред, никакого штата не хватит. А вот для предотвращения терактов действительно нужны вооруженные сопровождающие. Речь идет о создании службы по типу Федеральной службы воздушных маршалов в США, вооруженные сотрудники которой проходят специальную подготовку. У нас необходимо начать с самых проб­лемных направлений. Это не Куба, а Северный Кавказ и международные рейсы в исламские республики. Но закона о воздушных маршалах пока нет. Непонятно, кто должен за это платить. Поэтому специальным отделам по борьбе с терроризмом приходится заниматься самодеятельностью — снимать людей с охраны аэропортов и сажать на рейсы, по которым поступила оперативная информация. Для сотрудников это мучение. В Египет лететь четыре часа туда и четыре обратно — итого восемь часов. Авиакомпания не обязана сотрудника кормить. А когда долетели до места, из самолета выходить ему нельзя».

«Наша авиакомпания поддерживает создание подобной службы, — говорит Сергей Быхал. — Она должна состоять из профессионалов высокого уровня. И самое главное — содержаться за счет государства, как это делается во многих других странах, потому что для множества небольших авиакомпаний это было бы слишком дорого». Вот только он категорически против того, чтобы авиамилиционеры получили право ношения огнестрельного оружия: «Это попросту опасно. В 70-х годах в СССР был случай, когда милиционер достал пистолет, а в ответ захвативший самолет террорист взорвал гранату. Все пассажиры тогда погибли, и вскоре Советский Союз отменил милицейское сопровождение пассажирских авиарейсов».