Что такое модельный закон — это закон или нет?
Он разработан без намерения его принимать, как шпаргалка для парламентариев. Не нужен закон обо всем на свете, нужны индивидуальные подзаконные акты, которые вносят ясность: как законодательство может соотноситься с интернетом. На практике этот закон надо распилить на мелкие пташечки и принимать по частям.
В тексте закона, на ваш взгляд, есть что-то нужное и полезное?
Он состоит из большого набора грамотных и отвечающих интересам сообщества положений. Есть, правда, пара глупостей: в интернете правительство должно проводить политику правительства — а какую, скажите мне, политику оно еще может проводить? И еще: правительство должно поддерживать интернет. Зачем это нужно сегодня, когда обороты только модульной и контекстной рекламы, без услуг доступа и всего прочего, больше полмиллиарда. Помогать надо было,когда интернет только создавался, как в США: когда там в интернете денег не было, правительство прокладывало магистральные кабели. Когда в России помощь интернету была остро нужна, ее не дождались, а теперь мы на свои деньги справились и приход «помощников» от власти больше смахивает на рэкет.
Чего в законе не предложили?
Введите налоговую льготу, сделайте интернет офшорной зоной. Американское правительство именно так его поддержало. Некоторые вещи до сих пор неясны. Что за предмет домен? Вы оплатили домен, он находится под вашим контролем и как бы ваш. Принадлежит ли он вам как собственность? Можете ли вы записать его на баланс своей фирмы, закрепить его за вашими внуками? Это вообще товар или услуга? Вопрос остается открытым. Доменное имя должно являться таким же объектом защиты, как и товарный знак. Я зарегистрировал на себя www.lenta.ru. Если кто-то зарегистрирует торговую марку lenta.ru, может ли он отобрать у меня домен за нарушение прав на его торговую марку? С этим непонятно чем случаются сделки по $50 млн, продаются имена непонятно чего.
Есть ли страны, где деятельность интернет-сообщества регулируется специальным законом?
Нигде, кроме КНР, закон об интернете не работает, в том числе и в США, где спамеры садятся в тюрьму и без него.
Лоббирование нашего закона происходит на уровне правительства, Госдумы и межпарламентских организаций с 1999 года. Но никакая инициатива никогда не исходила от администрации президента. Президент не считает уместным, чтобы Россия выглядела как Китай. Он полагает, что для «вертикали» от этого нет никакой пользы, а вреда огрести можно: на лидера большой страны на ближайшей встрече «восьмерки» будут смотреть как на восточного деспота.
То есть в нашей стране нет структур, которые хотели бы контролировать интернет?
ФСБ может раззявить рот на кусок пирога, но она его не переварит. Это особенность структуры, борющейся за власть: требовать тотального контроля над ростом травы, Мировым океаном и лунным светом. Пример из серии интернет-постановлений — от августа 2002 года, по которому все провайдеры обязаны весь трафик копировать на специальный сервер. Это безумный объем, миллиарды единиц мусора в минуту. Если люди хотят, то они закрывают информацию таким шифрованием, что 40 лет понадобится, чтобы вскрыть один парольчик простым перебором.
В Сеть время от времени попадают такие записи, как, например, «Казнь дага и таджика». Кто и как должен разбираться с подобными вещами?
В первую очередь в том случае надо было выяснить, кого режут на этой пленке, в какой стране и в какую войну. От правильного ответа зависит, подсудно это деяние нашей юрисдикции или же Международному трибуналу в Гааге. Далее, является ли эта съемка документальной или постановочной? Экспертам в области звукозаписи известно, что пленка была озвучена задним числом: треск автоматной очереди позаимствован из архивов «Апрелевки». А не есть ли это фрагмент из фильмов про войну, изготовленный с художественной целью? Наша прокуратура всех трех уровней не дала себе труда дать внятный ответ на эти вопросы. Известно, что один идиот пришел у себя в Майкопе с повинной: он выложил ссылку на этот ролик в ЖЖ. На основании его явки ему впаяли срок. Для того чтобы провести в этом случае расследование, не нужен новый закон. Если в магазине продавец убьет покупателя, его будут судить по статье об убийстве или по закону о защите прав потребителей? Почему в интернете надо наказывать иначе, чем в обычном мире?
Ольга Цыбульская