«Грэмми» по расчету

14 февраля 2008, 00:00

C «Грэмми» история такая: традиционно спокойная, она в прошлом году удивила публику повышенной политизированностью. Тогда номинанты и призеры наезжали на Буша — много и со вкусом. Это было вполне в традициях американского «диссидентства» последних лет (вроде гневных речей о войне в Ираке в исполнении режиссера Майкла Мура на оскаровской церемонии), но несколько неожиданно для «Грэмми» — премии до недавнего времени вполне флегматичной и аполитичной. Прошлый год задал интригу, и ожидание хоть маленького, да скандальчика слилось с ожиданием результатов. Скандальчик незамедлил возникнуть, правда на сей раз он связан не столько с политикой, сколько с медициной и политкорректностью

Абсолютного триумфатора «Грэмми-2008», победительницу в пяти номинациях британскую вокалистку Эми Уайнхаус на церемонию не пустили, то есть ее не пустили в Америку, отказав в визе. Причина — наркотическая зависимость, от которой певица сейчас лечится в реабилитационном центре. Этот отказ был как будто срежиссирован неведомым «Грэмми»-кукловодом, желавшим добавить перчинку или изюминку в церемонию награждения. И вот результат: Уайнхаус получила пять золотых граммофончиков («Лучшая запись года» — альбом Rehab, «Песня года», «Прорыв года», «Лучшее сольное выступление» и «Лучший альбом в жанре поп» — Back To Black). Пока она произносила слова благодарности и исполняла пару песен по спутниковому телемосту, миллионы ее поклонников по всему миру исходили желчью и отпускали едкие шпильки в адрес тупых американских порядков.

Между тем Эми — белокожая красавица с мощным, «черным» голосом — вполне могла остаться вообще без наград. Пропаганда наркотиков — предприятие сомнительное и едва ли способствует успеху у американских академиков; а ведь записи концерта, где певица откровенно закидывается кокаином из рукава, обошли весь интернет и не оставили публику равнодушной. Однако все было решено правильно: победа Уайнхаус есть абсолютное торжество здравого смысла над политкорректностью, а при этом необходимый накал страстей достигнут.

Вообще, баланс между здравым смыслом и политкорректностью определял всю логику происходившего. Так, например, в номинации «Лучший альбом разговорного жанра» победил один из кандидатов в президенты от Демократической партии, сенатор из Иллинойса Барак Обама с версией своей аудиокниги «Смелость надежды: размышления о воссоздании американской мечты». Он обошел Джимми Картера (премия «Грэмми» в аналогичной номинации в прошлом году) и Билла Клинтона (у этого человека уже было достаточно пиара).

Тот же арифметический расчет определил победителя среди русских номинантов. Здесь на удивление стабильная картина: в прошлом году на «Грэмми» также претендовали и Валерий Гергиев, и Юрий Башмет. Граммофончик на этот раз достался последнему и его «Солистам Москвы» — за запись произведений Стравинского и Прокофьева. Гергиев пока в листе ожидания. В то же время еще одна российская номинантка — оперная певица Анна Нетребко явно никак не могла получить премию в этом году. И тут уже начинает работать чистая арифметика. Во-пер­вых, Башмет — безоговорочно достойный лауреат и он уже так давно ждал… А сколько русских может получить «Грэмми» в один год разом? Порядок должен быть. Во-вто­рых, церемония требует своей доли скорби и дань уважения требовалось отдать недавно умершей американской певице — меццо-сопрано Лоррейн Хант Либерсон. Ну и в-третьих: авторитетнейшее издание «Музыкальная Америка» уже признало Нетребко музыкантом 2007 года. Расчет академиков ясен: такое признание — это уже очень и очень серьезный успех певицы. Значит, с премией можно слегка обождать.