Кидаем ножички

Михаил Смирнов
14 февраля 2008, 00:00

Попасть ножом в маленький прямоугольный центр мишени с расстояния в 9 м могут немногие. И большинство среди них — россияне

Кидаться острыми предметами человечество начало очень давно. История, понятно, не сохранила имя нашего предка, первым сообразившего, что убеждать оппонента в неправоте гораздо безопаснее, метнув в него что-нибудь метров этак с пяти. И особенно хорошо подходит для этой цели кремневый нож…

Странно, но именно метание ножа — самого древнего и самого неприспособленного для этой затеи оружия — по сей день является тайной страстью абсолютного большинства мужчин на планете. Мало кто из них ни разу в жизни не пытался кинуть ножик в забор или дерево.

Но теперь появилась возможность не только реализовать детскую мечту — научиться попадать ножом в цель, а еще и принять участие в соревнованиях и при удачном стечении обстоятельств стать чемпионом России, Европы и мира.

Бросок как последний шанс

Профессионалы называют нож оружием последнего шанса. Когда закончились патроны, для защиты от наседающего противника остается только клинок.

Но что интересно — ни в одной из существующих в мире систем ножевого боя нет приемов, предусматривающих бросок ножа в противника. Вращения, перехваты, переброски, маскировка направления и уровня удара есть. А броска нет. Потому что он не гарантирует стопроцентного результата, зато лишает последнего оружия. Так что против человека метание ножа не используется.

Конечно, бывают случаи, когда только точный и сильный бросок клинка (или любого другого подручного средства) оказывается единственным путем к спасению. Но такие ситуации, скорее, из разряда уникальных, и ими, казалось бы, можно пренебречь. Однако профи продолжают учиться метанию ножей. Зачем?

Дело в том, что это универсальный метод тренировки, развивающий глазомер, способность управлять мышечным напряжением и расслаблением. А все эти умения очень помогают в обыденной жизни.

Регулярные тренировки в метании ножа укрепляют костно-связочный аппарат, улучшают выносливость и эластичность мускулатуры, стабилизируют обмен веществ, повышают жизненный тонус, развивают цент­ральную нервную систему, совершенствуют координацию движений. Причем в игровой, соревновательной форме. Человек просто хочет попасть в мишень, а все остальное происходит как бы само собой…

Худшие из худших — спецназовцы

Метание ножа как отдельная спортивная дисциплина существует почти 10 лет. Сначала оно было одним из упражнений, входящих в так называемый универсальный бой (Unifight) — прикладной вид спорта, появившийся в России в 1996 году. Кстати, сегодня в Международную любительскую федерацию «Универсальный бой» (ФИАУ) входят 26 национальных федераций. «Юнифайт» включает в себя пре­одоление полосы препятствий, бег, стрельбу, метание ножа и напоследок поединок на ринге. Естественно, эта дисциплина особо популярна в армии, МВД и других ведомствах, имеющих специальные вооруженные формирования. Чаще всего на турнирах по «юнифайту» выступали спецназовцы и десантники. И все у них идет замечательно до тех пор, пока не начинаются соревнования по метанию ножей…

Вес, размеры и баланс клинка — параметры, которые определяются пристрастиями и физическими данными владельца

Спортсмен должен воткнуть в щит размером полтора на полтора метра три ножа — и бежать дальше. Вот тут-то и наступает время заковыристых матюков. Здоровенные мужики, боксеры и каратисты — многие из них мастера спорта, тренировавшиеся годами, «спецы», прошедшие горячие точки, великолепно, кстати, владеющие приемами ножевого боя, — никак не могут не то что попасть в цель, но даже элементарно воткнуть нож в щит.

Насмотревшись на их мучения, один из организаторов турниров по «юнифайту», президент Национальной федерации «Русский бой» Сергей Новиков (сам, кстати, олимпийский чемпион по дзюдо), решил выяснить: а есть ли вообще такой вид спорта — метание ножей? Оказалось, что нет. Удивившись еще больше, Новиков запатентовал соревнования. Так что как отдельная дисциплина метание ножей появилось именно в России.

Что и куда бросают

На состязаниях ножи метают с расстояния 5, 7 и 9 м. Призовые места разыгрываются на каждой из дистанций, а также в троеборье, где учитываются результаты всех трех брос­ков. Для детских и женских соревнований предусмотрена также дистанция 3 м.

Мишень для спортивного метания ножей имеет четыре зачетные зоны, причем не круглые, а прямоугольные.

 pic_text1

Самая маленькая — прямоугольник размером 12 на 8 см, за попадание в который дается 20 очков. Самая большая — 36 на 27 см (5 очков). Еще две зачетные зоны (15 и 10 очков) расположены посередине.

Стенд, на котором крепится мишень, должен быть не менее 2 м в высоту и 1 м в ширину. Его поверхность образуют деревянные кубики со сторонами 25–35 см, уложенные друг на друга годовыми кольцами к рубежу метания.

Кстати, из торцов бревен стенд делается для того, чтобы лезвие могло войти в мишень как горизонтально, так и вертикально. Если же он будет дощатым, то нож, попав поперек волокон, может просто не воткнуться, и в этом случае попытка не будет засчитана.

На официальных соревнованиях используют ножи единого типа, утвержденного федерацией «Русский бой».

Общая длина — 260 мм, длина лезвия — 150 мм, толщина обуха — 6 мм, вес — 285 г. Нож никак особо не затачивается: относительно острым должен быть только его конец. Клинок обязательно имеет знак федерации Unifight и клеймо производителя. Кстати, такой нож сертифицирован как предмет хозяйственно-бытового назначения и потому не является холодным оружием.

Развенчание мифов

Миф первый: клинки, которые летят острием вперед с любого расстояния. Таких в природе не существует. «Ртутные» ножи, якобы способные на это, не более чем легенда.

Миф второй: попадание с 50 м в «яблочко». Этого не удавалось никому и никогда.

Миф третий: ножи метают, взявшись за кончик двумя пальцами. Такое увидишь только в кино.

Миф четвертый: углубления по всей длине лезвия — специальные «кровостоки». В действительности они служат для увеличения механической прочности клинка — и ни для чего больше.

Миф пятый: центр тяжести метательного ножа находится в точке соприкосновения лезвия и рукоятки. Это далеко не так: вес, размеры и баланс клинка — параметры, которые определяются пристрастиями и физическими данными владельца, а также дистанцией, с которой он собирается попасть в цель.

Миф шестой и последний: человек, научившийся уверенно втыкать нож в забор у себя на даче, может успешно выступать на соревнованиях. Знаменитый осетинский цирковой наездник, каскадер и актер Мухтарбек Кантемиров, знакомый всем по фильму «Не бойся, я с тобой!» — кстати, большой друг федерации «Русский бой» — часто показывает трюк: шинкует подвешенную за хвостик морковку, отрезая от нее по кусочку брошенными ножами. Но даже этот талантливый спортсмен, потративший годы на тренировки, приняв ради интереса участие в соревнованиях, не смог пробиться в призеры…

Без интуиции нож в цель не бросишь

Самый известный наш метатель ножа — семикратный чемпион мира и многократный победитель российских первенств самарец Андрей Яковлев — бросает все что втыкается с раннего детства.

— Мне всегда нравилось то ножики метать, то топоры. Когда рукопашкой занимался, у нас в уголке пенек стоял, так мы сделали заточки — и наяривали. Так, для себя. Вдруг объявляют: будут соревнования. Я решил попробовать. Оказалось, не зря: на первом чемпионате России в 2001 году я стал пятым. Тогда набирали 6 человек в сборную, вот я в команду и попал. А на чемпионате мира стал вторым. Через год Кубок Европы в Вильнюсе в первый раз выиграл. И пошло-поехало… Больше всего запомнились впечатления, полученные на чемпионате мира. Раньше занимался руко­пашным боем, карате — попасть в сборную России по этим видам было немыслимо. А тут… Даже если бы мне тогда просто справку выписали «участник чемпионата мира», я и то был бы счастлив. А тут еще в призеры попал…

Вообще-то научиться втыкать лезвие с небольшой дистанции в принципе нетрудно — по-настоящему овладеть умением метать нож гораздо сложнее. Все зависит от способностей, знаний, воли и настойчивости спортсмена, его упорного, буквально каторжного труда на тренировках.

— Чтобы побеждать, человек должен приобрести повышенную остроту зрительного восприятия, тонкую мышечную чув­ствительность, быстроту и точность двигательных реакций, — говорит Яковлев. — Ведь метание ножа преимущест­венно интуитивный вид спорта. У нас нет ни мишени, ни мушки. Тут главное — почувствовать. Требуется трудолюбие и самостоятельная работа. Это спорт не для тех, кто хочет быстро чего-то достичь. Здесь сразу не прыгнешь: надо пахать…

Девушка на мосту

Когда-то Андрей Яковлев восторгался фильмом Патриса Леконта «Девушка на мосту» с Ванессой Паради и Даниэлем Отоем в роли метателя ножей Габора. Хотел даже написать письмо тому, кто выполнял трюки, — вызвать его на очную дуэль.

Но потом понял, что это, по его собственному выражению, «фигня»: практически все эпизоды с ножами сняты обратной съемкой. Уже воткнутый нож резко вырывали из доски, а затем пленку крутили назад, чтобы казалось, будто лезвие с силой вошло в нее.

 pic_text2

Еще забавнее эпизоды с девушкой. Если присмотреться, видно, что нож около ее лица едва втыкается, но при этом каким-то чудом удерживается в стволе дерева. А волосы у девушки не висят, как это обычно бывает, когда человек стоит, а как бы лежат на невидимой поверхности. На съемках актриса лежала на щите, а кто-то просто разжимал пальцы и с небольшой высоты отпускал ножи. Затем этот кадр сделали вертикальным. И все…

— Вот я, семикратный чемпион мира, по правде говоря, не решусь повторить трюки из этого фильма, — признается Яковлев. — Нож в полете иногда так лихо гуляет, что порой кажется: мимо! А он раз — и в двадцатке. А иногда наоборот…

«…А вдруг они кого-нибудь зарежут?»

Спортивное метание ножей получило международный статус 7 лет назад. Сегодня календарь у этой дисциплины богатый — чемпионаты Европы и мира, многочисленные турниры с участием представителей четырех континентов.

В метании ножей соревнуются мужчины и женщины, юноши и девушки. Проходят и детские состязания. С 2000 по 2007 год российские спортсмены завоевали на международных турнирах разного ранга более 50 медалей, из них 20 золотых. Абсолютное большинство чемпионов мира — наши соотечественники. Девяти из них были присвоены высшие звания по международной квалификации, утвержденной конгрессом ФИАУ.

Но в самой России даже чемпионы мира не могут получить самый низший III разряд. Потому что такого вида спорта, как метание ножа, официально не существует.

Руководители федерации «Русский бой» неоднократно

 pic_text3

обращались в Росспорт с предложением включить метание ножа во Всероссийский реестр видов спорта, но чиновники, не желая брать на себя ответственность, на всякий случай обращаются за согласованием в правоохранительные структуры. А те традиционно отвечают: «Ни в коем случае! А вдруг они в кого-нибудь на улице нож метнут?»

Именно так ответил на наш вопрос заместитель руководителя департамента спорта Росспорта Артур Аветисян: «Спортивного метания ножа нет во “Всероссийском реестре видов спорта” — документе, который определяет признанные в Российской Федерации виды спорта и спортивные дисциплины. Руководители федерации обращались в Росспорт с предложением о внесении метания ножа в реестр. Однако после рассмотрения этого вопроса им было отказано. Взамен им предложили следующее решение: если в Росспорт последует обращение от государственных структур, имеющих в своем составе подразделения специального назначения, то этот вид может быть включен, но с особой пометкой, в которой указывается, что он может культивироваться только в спецподразделениях. От себя могу добавить, что есть виды спорта, которые культивирует спецназ, они необходимы ему для выживания и выполнения поставленных задач. На наш взгляд, спортивное метание ножа как раз относится к таким специальным видам спорта. Но учить молодых, неокрепших психологически ребят метать ножи — по крайней мере неразумно…»

Такая логика напоминает старый и не совсем приличный анекдот о том, что любого мужчину надо судить за изнасилование, поскольку у него есть такая возможность. Все аргументы о том, что это не боевой вид спорта, что ножи для метания хранятся в клубах и используются только на тренировках и соревнованиях, что они, в конце концов, не являются холодным оружием, а значит, по закону могут свободно продаваться в магазинах, во внимание не принимаются. Как и тот факт, что за 10 лет неофициального существования этого вида спорта еще не было ни одного случая, чтобы люди, занимающиеся метанием ножей, кого-то ранили. Нет — и все! И органы, и Росспорт стоят насмерть…

История повторяется. Для того чтобы организовать первый чемпионат мира по самбо, потребовалось 60 лет. За занятия карате совсем недавно сажали в тюрьму. Остается только удивляться, что пока еще не запретили пулевую стрельбу, метание копья, молота, диска… Кстати,

метание диска — тоже боевой вид спорта. Дискоболы вовсе не перебрасывали сообщения в осажденные города, как в мультфильме Федора Хитрука. Они перед началом боя своими дисками выводили из строя воинов противника. Как сообщил «РР» ответственный сотрудник национальной федерации Владимир Старченков, президент «Русского боя» Сергей Новиков недавно обратился в Росспорт с официальной просьбой признать спортивное метание ножа одним из самостоятельных упражнений хотя бы на ведомственном уровне — в Вооруженных силах РФ. В Росспорте пока думают…

Фото: Сергей Анисимов для «РР»