Наконец-то подтвердились сведения о массовой замене водительских прав. «В ближайшее время ГИБДД начнет выдавать новые водительские удостоверения международного образца, — сообщил руководитель департамента безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов. Заверяю водителей, что никакого ажиотажа при обмене и выдаче документов нового образца не будет. Срок для обмена прав будет достаточно длинный (пять лет)».
Одновременно значительно усложнится классификация прав. Во-первых, они будут поделены на профессиональные и любительские. «Тот, кому хочется самому ездить, семью возить, пройдет курс по одной программе, любительской. Тот, кто собирается потом работать за рулем, — по другой программе», — утверждает Кирьянов.
Кроме того, в водительских удостоверениях нового образца появится ряд дополнительных категорий, ограничивающих допуск водителей к мощным машинам — супербайкам, спорткарам или внедорожникам. Виктор Кирьянов хочет расширить число категорий до девяти: к нынешним пяти присоединятся А1, В1, С1 и D1. Единичка будет означать, что водитель относится к новичкам и, следовательно, имеет определенные ограничения. Виктор Кирьянов привел следующий пример: «Вот, допустим, купили 16-летнему ребенку мотоцикл. У него не хватит ни умения, ни опыта управлять мощным мотоциклом. Три года поездил, набрался опыта, был дисциплинирован — может приобретать более мощный мотоцикл».
Такая методика теоретически позволяет сократить число ДТП, так как управлять тяжелыми грузовиками и небезопасными маршрутками смогут только профессионалы. К сожалению, эта мера никак не противоречит сложившейся коррупционной практике торговли правами. Да, профессиональные права обойдутся «неучам» дороже любительских. Однако до тех пор, пока водительское удостоверение можно получить за взятку, радикального улучшения обстановки на дорогах ожидать не приходится.