Первые шаги к созданию новой лиги были сделаны задолго до того, как простой болельщик впервые услышал об ОРХЛ. В середине 2005 года глава Росспорта Вячеслав Фетисов впервые заговорил о намерении создать конкурентоспособную международную лигу. Тогда большие надежды возлагались на перспективный азиатский рынок, и в новом турнире должны были принять участие не только клубы России и стран ближнего зарубежья, но и представители Китая, Японии и Южной Кореи. Поэтому проект назвали Евро-Азиатской хоккейной лигой (ЕАХЛ).
Поначалу отношение к ЕАХЛ было скептическим, а подчас и вовсе издевательским. Но после того как свет увидели первые разработки и документы, ветер подул в другую сторону. В конце октября 2005?го владельцы большинства клубов российской суперлиги на встрече в офисе Росспорта даже подписали декларацию о поддержке новой лиги, которую планировалось запустить с осени следующего года.
Примечательно, что самое активное участие в создании ЕАХЛ принимал Дмитрий Чернышенко. Тот самый, который в 2007 году стал героем спортивной России, одержав со своим Заявочным комитетом Сочи-2014 сенсационную победу на выборах олимпийской столицы.
Весной 2006?го в нашем хоккее сменилась власть: вместо непопулярного функционера Александра Стеблина президентом Федерации хоккея России (ФХР) стал лучший вратарь ХХ века Владислав Третьяк. Он начал свои реформы, первым делом вернув ФХР права на проведение чемпионата страны. И о ЕАХЛ все как-то дружно забыли. Оказалось, ненадолго…
Как видно, мечта о «хоккейном рае» оказалась невероятно привлекательной для высшего руководства страны. 27 сентября 2007 года на совещании у вице-премьера правительства России Сергея Нарышкина, в котором принимали участие Третьяк, Фетисов и заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Медведев, было принято принципиальное решение о создании Открытой лиги. Именно Медведев, к слову, капитан любительской хоккейной команды «Газпромэкспорт», и стал главным вдохновителем проекта. Правда, какой будет лига, тогда еще не было понятно. Объявили только, что в состав учредителей войдут крупнейшие российские госкомпании и в нее примут не только наши, но и иностранные клубы. А запущена она будет уже со следующего сезона.
Мотивировки о необходимости создания ОРХЛ были обкатаны еще в процессе подготовки канувшего в небытие проекта ЕАХЛ. Во-первых, слабые выступления сборной России: после триумфа на чемпионате мира 1993 года наша команда никак не может победить на крупнейших турнирах. Полтора десятка лет без побед — аргумент просто убийственный. Во-вторых, полная неэффективность существующей финансовой деятельности. Российский хоккей превратился в машину по «сжиганию» безумных денег: совокупный бюджет всех 20 клубов суперлиги в этом сезоне, по оценкам специалистов, составит $400–500 млн. И львиная доля этой гигантской суммы будет, по сути дела, выброшена на ветер — редкий клуб может похвастать тем, что научился зарабатывать хотя бы десятую часть бюджета. Наконец, только сильная лига сможет на равных вести диалог с НХЛ, которая продолжает беззастенчиво забирать себе деликатесы с нашего хоккейного стола — лучших российских спортсменов.
В ноябре клубы получили первые документы, своего рода презентацию ОРХЛ. Из конкретики в этой бумаге были только список из восьми госкомпаний, которые должны стать учредителями лиги, принцип ее финансирования и составы оргкомитета (его возглавил Нарышкин), рабочей комиссии и экспертного совета ОРХЛ. Однако и этой скудной информации вполне хватило, чтобы понять масштаб грядущих перемен.
Предполагалось, что каждая из компаний-учредителей внесет в качестве вступительного взноса $10 млн, для клубов же вступление в ОРХЛ обойдется всего в $1 млн. Арифметика ошеломляла: уже в первом сезоне бюджет лиги должен составить $100 млн. И это без учета спонсорских поступлений и средств от продажи телеправ! С такими деньгами нетрудно произвести революционный переворот в нашем хоккее, тем более что подготовкой перемен занялась очень авторитетная рабочая комиссия. В ее состав вошли такие интересные личности, как знаменитый Профессор — Игорь Ларионов, бывший глава профсоюза игроков НХЛ Боб Гуденау, Игорь Куперман, занимавшийся разработкой регламента ЕАХЛ, и руководители трех клубов суперлиги: «Магнитки», «Химика» и «Ак Барса».
15 января на очередном совещании в офисе Нарышкина был утвержден список компаний-учредителей. Ими стали «Газпром», Внешэкономбанк, Внешторгбанк, «Транснефть», «Росгосстрах», Магнитогорский металлургический комбинат, «Ингосстрах» и «Рособоронэкспорт».
А в конце января организаторы лиги на специальном брифинге в офисе «Газпрома» рассказали о некоторых деталях проекта, которых оказалось достаточно, чтобы понять: со следующего сезона хоккейная Россия заживет по-новому.
— Вице-премьер правительства РФ Сергей Нарышкин дал согласие стать председателем совета директоров новой лиги, — рассказал на брифинге Александр Медведев. — В этот орган также обязательно войдут Игорь Ларионов и Вячеслав Фетисов, будет сделано предложение Владиславу Третьяку. Всего в совете будет от 11 до 15 человек. Причем он будет функционировать очень активно — по крайней мере на время становления ОРХЛ, — а не собираться пару раз в год, чтобы заслушать отчет о результатах работы. Также у лиги будет комиссар, как в НХЛ. К началу марта мы завершим формирование управленческой команды.
Самый главный вопрос для болельщиков: кто же войдет в новую лигу? Изначально у вдохновителей ОРХЛ были грандиозные планы по широкому представительству европейских клубов.
«Лига создается как международная, — говорил Медведев еще в середине декабря. — Расширение географии пойдет только на пользу статусу ОРХЛ. Тем более что желающие есть. Из Латвии, к примеру, сразу два клуба хотят у нас играть. Есть интерес у клубов из Словакии, Австрии, Германии, Финляндии…»
Но к концу января ситуация изменилась. На упомянутом брифинге Медведев говорил о зарубежных командах уже в другой тональности: «У нас нет самоцели затащить в лигу какой-нибудь иностранный клуб. Сегодня календарь рассчитан на 20 команд, и российским клубам отдан приоритет. То есть если все места смогут заполнить наши клубы, играть будут они. А вот на второй сезон, когда мы доработаем календарь, сможем пригласить иностранцев».
Для того чтобы попасть в ОРХЛ, российскому клубу надо выполнить нехитрые требования, главные из которых — наличие ледового дворца, способного принять не меньше 5500 зрителей, и финансовые гарантии. Из 20 команд суперлиги проблемы с ареной есть у трех: тольяттинской «Лады», челябинского «Трактора» и чеховского «Витязя». Но в Челябинске полным ходом строят новый стадион, «Витязь» выступает на современной арене в соседнем Подольске, а «Ладе», судя по всему, достаточно будет начать возведение нового «хоккейного дома», чтобы лига дала ей отсрочку…
Так что, похоже, все клубы суперлиги дружно перейдут в ОРХЛ. А если кто-нибудь все-таки потеряется во время перехода, то его заменит команда из Казахстана или Украины — «Барыс» из Астаны, который уже подал заявку на вступление в ОРХЛ, или киевский «Сокол». Получается, что и в следующем сезоне в нашем чемпионате, пусть и под другой вывеской, будут знакомые все лица. Только сами эти «лица» изменятся.
В документе об итогах второго заседания Оргкомитета ОРХЛ (с пометкой «конфиденциально» на каждой странице!) расписаны бизнес-модель лиги (к ней мы еще вернемся) и ключевые принципы снижения клубных затрат. Итак, по каким финансовым правилам будут играть в ОРХЛ?
Для клубов установлен «коридор» зарплат игроков — от $10 до 15 млн в год с учетом всех премиальных выплат, плюс $7,5 млн на звезд, которых может быть не больше четырех. Покорить нижнюю зачетную высоту в состоянии все клубы суперлиги — платежная ведомость меньше 10 млн сейчас, пожалуй, только у «Трактора» и «Лады», но они без особых проблем смогут найти дополнительные средства. С верхней границей все гораздо интереснее. По самым скромным оценкам экспертов, бюджет лидера чемпионата России составляет порядка $50 млн. И на зарплаты игрокам из этой суммы уходят добрых две трети. Но «олигархи» суперлиги — «Ак Барс», «Магнитка», СКА, «Химик» — вряд ли уложатся в эти границы.
То есть сильнейшим клубам страны придется либо сознательно пойти на ослабление состава, чтобы «облегчить» платежную ведомость, либо прибегнуть к уловкам, которые набирают популярность в нашем хоккее. К примеру, фиктивному трудоустройству родственников дорогостоящего хоккеиста, которые не прочь поработать у спонсоров или владельцев клуба.
Правда, организаторы ОРХЛ декларируют принципы полной прозрачности и жесткой борьбы с финансовыми фокусами. В лиге даже должна появиться служба внутренних расследований, а в дисциплинарный комитет ОРХЛ войдут представители Федеральной налоговой службы.
Безудержная финансовая гонка в отечественном хоккее уже привела к тому, что уровень зарплат игроков в российских клубах перестал соответствовать их мастерству (то же самое мы наблюдаем и в футболе). Подтверждение тому — растущее число хоккеистов из Западной Европы, которые стремятся уехать на заработки не в НХЛ, а в нашу суперлигу, где больше платят. Поэтому с ОРХЛ многие хоккейные боссы связывают надежды на снижение разорительных сумм контрактов, которые при дальнейшем росте могут ввергнуть отечественный хоккей в состояние коллапса. Облегчению финансового бремени поможет и позаимствованная у НХЛ система драфта, резко сокращающая число «перебежчиков» из клуба в клуб.
Но даже при серьезном сокращении зарплат игроков нам еще не один год придется ждать появления первого прибыльного клуба в России. Сама же лига намерена начать зарабатывать уже с первого сезона. По планам организаторов, которые приводятся все в том же конфиденциальном документе, восемь компаний-учредителей на первый сезон дадут не по 10, а всего по $4 млн. Но и этих средств хватит на запуск и раскрутку проекта. Через два года, по мысли организаторов, вливания уже не понадобятся, поскольку лига станет зарабатывать деньги самостоятельно.
В графе «Выручка от деятельности» в проекте значится сумма $28 млн, которые в первый же сезон поступят от продажи телеправ ($14 млн) и рекламных контрактов ($14 млн). С каждым годом доходная часть бюджета лиги должна расти и на пятый сезон достигнет $45 млн. На бумаге все выглядит красиво и, главное, вполне правдоподобно. К примеру, суммарные поступления в бюджет ОРХЛ в первом сезоне запланированы в размере $60 млн: $24 млн учредительских, да $8 млн командных взносов (решено, что клубы будут платить по $0,4 млн), да $28 млн поступлений от телевидения и рекламы. Расходы значительно меньше — всего $44 млн: $19 млн составят первичные затраты на запуск проекта и $25 млн — операционные расходы (гонорары судей, зарплата персонала, текущие расходы). Оставшиеся $16 млн будут реинвестированы в бюджет ОРХЛ на будущий сезон, в котором увеличатся поступления от рекламы, будут отсутствовать первичные затраты и сократятся операционные расходы.
До поры до времени никто из хоккейных людей не решался в открытую выступить против ОРХЛ — слишком серьезным оказался уровень ее поддержки. Но 25 января после заседания исполкома Федерации хоккея России ее президент Владислав Третьяк сделал сенсационное заявление:
— Мы обсудили ситуацию в нашем хоккее и единогласно пришли к выводу, что в следующем сезоне чемпионат России снова будет проводить ФХР. По закону о спорте все права на его проведение принадлежат федерации. В ближайшее время мы разошлем новый регламент по клубам для обсуждения. Также мы обращаемся к Оргкомитету ОРХЛ с просьбой все регламентирующие документы готовить совместно с ФХР. А пока получается, что новости о проекте мы узнаем из газет.
Правда, уже через несколько дней Третьяк заметно смягчил свою позицию, заявив о готовности к сотрудничеству с новой лигой. 6 февраля он от лица ФХР подписал договор с «Газпромэкспортом» о совместной работе по созданию ОРХЛ, которая теперь получила более звучное название — Континентальная хоккейная лига. Остается дождаться учредительных документов и регламента, который организаторы обещают огласить в марте. Тогда мы доподлинно узнаем, что ожидает российский хоккей.
Мнения
«Это очень сильная идея, потому что она предлагает вобрать в орбиту этих соревнований наших соседей. Предполагается, что в них будут участвовать клубы Белоруссии и других стран СНГ. То, что Россия станет во главе этого процесса и пригласит к себе всех своих ближайших соседей, — это с политической точки зрения очень правильно и перспективно»
Владимир Кожин, управделами президента России, первый вице-президент ОКР
«Слышал, ведущие клубы Восточной Европы получат приглашение вступить в ОРХЛ. Идея, конечно, любопытная, но, полагаю, многие европейские клубы не станут отвечать согласием. А уж чешские точно откажутся. Причина вовсе не в стремлении соблюсти территориальный принцип. Материальные условия отсутствуют! Та же “Спарта” — чемпион Чехии — финансово не готова к дальним перелетам. Зарплаты в клубе низкие. Перед сезоном лучшие игроки разбежались кто куда...»
Владимир Вуйтек, главный тренер московского «Динамо»
«Я на стороне реформаторов. Ну сколько можно проигрывать канадцам? Обязательно надо создавать новую лигу, чтобы наш хоккей прогрессировал»
Евгений Набоков, вратарь «Сан-Хосе Шаркс»
«У этого проекта есть право на жизнь только при одном условии: если в новую лигу помимо российских команд будут допущены клубы только с постсоветского пространства. Если же в ОРХЛ примут и команды из Швеции, Финляндии, Словакии и других европейских стран, она просто не будет работать. Вырывать команды из их национальных чемпионатов, тем самым убивая эти чемпионаты, — плохая практика. К тому же очень важен зрительский интерес. Если в ОРХЛ будут играть команды из Западной Европы, то стадионы попросту не будут заполняться. Представьте ситуацию: “Динамо” играет, к примеру, с “Цюрихом”. И кто в Москве пойдет на “Цюрих”?»
Рене Фазель, президент Международной федерации хоккея