Эти отмоем или новые сделаем?

Среда обитания
Москва, 06.03.2008
«Русский репортер» №8 (38)
В начале февраля немецкий концерн «Фольксваген» отметил десятилетний юбилей модели New Beetle. За десять лет на мексиканском заводе в городе Пуэбла произвели миллион этих автомобилей. Вроде бы много, но популярность нового «жука» несопоставима с культовым статусом старого, который за более чем полвека производства разошелся по миру в количестве 21 млн 529 тыс. штук. Пример показательный: подражание, каким бы талантливым оно ни было, всегда уступает оригиналу

Появившийся в 1998 году New Beetle стал первым в ряду автомобильных ремейков. Строго говоря, ремейком можно считать только ту модель, которая напрямую связана с каким-то конкретным автомобилем прошлого. Поэтому Chevrolet HHR, чей дизайн восходит к модели Suburban 1949 года, — ремейк, а сделанный «под ретро» Chrysler PT Cruiser — нет. Настоящих ремейков вообще немного. Кроме «жука» и HHR это еще Toyota FJ Cruiser, новый MINI и, наконец, Fiat 500. В английском языке вместо слова «ремейк» употребляется более точный термин — comeback car (автомобиль-возвращение).

Все оригинальные модели, послужившие образцом для подражания, объединяет главное. И старый Beetle, и Mini 1958 года, и первый Fiat, и Land Cruiser FJ40 были простыми в эксплуатации, дешевыми в обслуживании, доступными для большинства населения автомобилями. Тот же «жук» никогда официально «жуком» не назывался, а был «народным автомобилем “Тип 1”» (Volkswagen Type 1).

Общее есть и у всех преемников-ремейков: они похожи на свои прообразы только внешне. Это понятно: техника за 40–50 лет ушла далеко вперед, и сегодня никто не будет ставить на машину карбюраторный мотор с воздушным охлаждением, какой стоял на старом «жуке».

Жуки

Обычно оригинальную машину и ее преемника разделяют десятилетия. С «жуком» все было по-другому: старый автомобиль окончательно сняли с производства только в 2003 году, то есть когда уже пять лет выпускался New Beetle. Создавая новый «жук», «Фольксваген» не стремился придать ему никакого сходства с оригиналом, кроме внешнего. Двигатель у оригинального «жука» стоял сзади, у нового он спереди, воздушное охлаждение заменили на водяное, задний привод стал передним. Если говорить начистоту, то внутри New Beetle — это один в один современный Golf. Новый «жук» получил популярность в основном в Штатах, где культ старого особенно силен. Но даже в США New Beetle не имеет такого статуса, каким там до сих пор обладает старый «жук».

Перед снятием с конвейера старый «жук» стоил около $8 тыс. Самый дешевый New Beetle стоит в США от $17 365. Достаточно сказать, что Golf, на базе которого построен Beetle, на $2 тыс. дешевле. Полвека «Фольксваген» продавал легенду за копейки, а теперь берет деньги за имидж.

Мини

Если «Фольксваген» выпустил новый «жук» в знак уважения к старой машине, то BMW поступил иначе. Купив в 2000 году марку Mini у британской Rover Group, баварцы использовали оригинал для создания принципиально нового класса — маленького премиум-автомобиля. Сохранив в общих чертах стилистику творения сэра Алека Иссигониса, BMW построил совершенно другую машину — как по размерам, так и по назначению. Даже название было изменено с Mini на MINI.

Новый MINI неоднозначно был принят фанатами старого автомобиля. Кое-кто даже дал ему обидную кличку BINI, намекая на новых хозяев из Баварии. Некоторые клубы классического Mini отказываются принимать владельцев MINI в свои ряды. Но есть и такие поклонники старой марки, которые, напротив, считают, что при требуемом сегодня от автопроизводителей уровне безопасности сохранить старые размеры и минимализм салона было невозможно.

Несмотря на премиальный статус и достаточно высокую цену (в России — от 20 тыс. евро), MINI оказался популярнее New Beetle. За шесть лет с начала производства в 2001 году продан уже миллион экземпляров. Новый MINI вовсе не выглядит ретроэкспонатом из музея, а живет обычной жизнью современного автомобиля. В 2007 году появилось второе поколение, а чуть позже — удлиненная версия MINI Clubman.

Fiat 500

Но самым успешным автомобильным ремейком, очевидно, станет не MINI, а Fiat 500, или «чинквеченто». Только официальный запуск 4 июля 2007 года собрал аудиторию в 250 тыс. человек. Уже за первые три недели Fiat продал 58 тыс. «чинквеченто», а официальные планы производства на 2008 год — 200 тыс.

Такой успех связан не только с тем, что автомобиль получился действительно удачным как с технической, так и с дизайнерской точки зрения. Главное, за счет чего Fiat 500 обходит и New Beetle, и MINI, — его умеренная цена. Базовая версия стоит в Италии 10,5 тыс. евро, что лишь немногим больше цены среднего автомобиля этого класса. Фиатовцы умело подогревают интерес к «пятисотому»: устраиваются шумные рекламные кампании, машина запускается не на всех рынках сразу, а постепенно, чтобы подогреть ажиотаж. Планируется начать продажи и в России. Разумеется, новый Fiat 500, кроме внешности, ничем не напоминает оригинальный автомобиль, но главное в ремейке — не следование оригиналу, а сохранение духа исходной модели.

Что думают владельцы

Телеведущий Михаил Зеленский может сравнивать: в его автопарке есть и оригинальный «жук» 1973 года выпуска, и ремейк последних лет — MINI. Михаил считает, что BMW удалось сохранить дух и наследие старого английского автомобиля. А вот новый «жук», по мнению Михаила, — машина без прошлого. «В MINI, как в человеке, чувствуется жизненный опыт, в New Beetle его нет», — говорит Зеленский.

Общее есть у всех преемников-ремейков: они похожи на свои прообразы только внешне. Это понятно: техника за  40–50 лет ушла далеко вперед

С Зеленским согласен и президент московского «Битл-клуба» Андрей Горельченков. Клуб объединяет владельцев старых «жуков». Андрей считает, что «жука» люди покупают осознанно, а New Beetle обычно дарят девушкам. Для них это всего лишь игрушка на пару лет, которую, после того как она разонравится, можно продать.

Сергей Чумин владеет оригинальным Mini, но уважает и тех, кто остановил свой выбор на MINI новом. Для них MINI — машина настроения, а значит, BMW удалось сохранить дух марки. Тем же, кто хочет купить старый Mini, Сергей советует как следует захотеть, даже заболеть покупкой, а только потом думать о проблемах.

Ретро популярно у автомобильных дизайнеров, и вполне возможно, что Fiat 500 станет далеко не последним в череде автомобильных ремейков. Как минимум еще один культовый автомобиль прошлого заслуживает того, чтобы сделать по его мотивам современный ремейк. Это знаменитый Citroen 2CV — «гадкий утенок». Как и «жук», он выпускался очень долго. Сегодня по улицам европейских городов бегает довольно много «утят», и пока автомобиль Citroen 2CV не ушел в прошлое, его можно воскресить.

«Фольксваген», хотя и не собирается прекращать выпуск New Beetle, готовит также и идеологического преемника старого «жука» — заднемоторный компактный автомобиль. Пока он существует лишь в виде концепта. Но вполне возможно, что к 2010 году «Фольксваген» возродит народный автомобиль, пусть и без внешнего сходства с жуком.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №8 (38) 6 марта 2008
    Самая красивая женщина России
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама