Любой результат от Всевышнего

20 марта 2008, 00:00

Игра «Терека» и самарских «Крыльев Советов» стала для Чечни историческим событием. Впервые за многие годы в Грозный не побоялись приехать ни футболисты, ни болельщики. И пусть «Терек» проиграл 0:3, зато это был настоящийфутбол

Очереди за билетами начали выстраиваться у касс стадиона им. С. Белимханова уже с 10 марта. Поначалу даже списки составляли, но они не пригодились: билеты раздавали бесплатно. Это давало шанс безработной по большей части чеченской молодежи попасть на матч. Ребята помладше, игнорируя скопившихся у стадиона людей в военной форме с оружием, по цепочке на руках передавали своих товарищей поближе к кассам — те выхватывали билеты из окошка и удирали.

— Вам не стыдно? Встаньте нормально в очередь! — попытался призвать их к порядку мужчина средних лет в спортивной форме и белой вязаной шапочке.

— У нас вообще-то в детях культуру воспитывают с раннего возраста, — обратился он ко мне, — просто две войны след оставили: родителям некогда было детьми заниматься — то зачистки, то забрали, то убили…

Сам Умар в толпу не лез, он знал, что в любом случае попадет на стадион: зам министра спорта — его друг. Умар — «давнишний болельщик “Терека”». Даже ездил в Пятигорск, где команда играла домашние матчи. За свой счет. Тогда в Пятигорске «Терек» выиграл у «Крыльев» со счетом 2:0 — значит, и на этот раз выиграет, только уже со счетом 3:0, потому что «родная земля помогает».

— У них хорошие показатели, — говорил Умар. — И мы настроены на то, чтобы наша команда победила.

— Конечно победит! — горячился мужчина из очереди. — «Терек» ни за что не проиграет!

В победе «Терека» были уверены все. Рассказывают, что один бизнесмен раскошелился на 22 новенькие «Тойоты Камри», которые планировалось вручить игрокам и запасным клуба по окончании матча. Даже женщины, подметавшие прилегающую к стадиону территорию, твердили об успехе. Несколько дней в Грозном с утра до ночи мели и без того чистые улицы, чтобы произвести впечатление на гостей. Женщины хоть и возмущались тем, что им за 5 тыс. рублей в месяц приходится работать в усиленном режиме, все равно были рады матчу.

В том, что ничего плохого не произойдет, уверяли все. В том числе следившие за соблюдением порядка сотрудники местной милиции и ОМОНа, которых было немало как на подходах к стадиону, так и на самой арене. А если совсем точно — 875 человек.

За два часа до начала в толпу перед входом врезалась колонна молодых людей. На их куртках и флагах — изображение президента Чеченской Республики. «Мы из клуба Рамзана», — представились они и стали раздавать листовки с обращением президента Чечни и клуба «Терек» к руководству, игрокам и болельщикам команды, в котором он призывал народы соревноваться друг с другом не на поле брани, а на спортивных площадках, а в конце обещал «красивые голы и зрелищные победы».

На 17.20 по сценарию был запланирован концерт. Зрителей начали запускать после пяти. Каждого прошедшего через металлоискатель затем еще ощупывали вручную. Правда, изымали только семечки.

— Никакие погодные катаклизмы не испортят наше настроение. Любая погода от всевышнего, — разносился по стадиону голос диктора. — Наш народ эмоциональный, но чувства гостеприимства никогда не терял. Битва будет красивой, победа будет за нами. Победит кто?

— Те-рек!!! — ревел стадион.

— Правильно! Дружба!

Зрители одобрительно хохотали, а немногочисленные самарские болельщики вяло махали флагами на своей трибуне.

— Президент Чеченской Республики Герой России Рамзан Ахматович Кадыров! — вдруг возгласил диктор, хотя никакого президента еще не было. — Ура!

— Ур-р-р-а-а-а! — взревел стадион.

— Никто не верил, что «Терек» будет играть в премьер-лиге, — сказал президент Чечни журналистам перед матчем. — Но мы уже победили: «Терек» играет, мы открываем футбольный сезон в Грозном. Если мы закрепимся в премьер-лиге, тогда в следующем сезоне в основном составе будут играть чеченцы. 

Кадыров закончил свою речь, назвав президента Российского футбольного союза Виталия Мутко настоящим патриотом и достойным сыном своего народа за то, что тот принял правильное решение — специально прилетел в Чечню.

Когда «Тереку» забили первый гол, болельщики не вскакивали с мест и не кричали, по стадиону пронеслось лишь разочарованное «У-у-у». Игрокам то и дело включали лезгинку, чтобы напомнить: все же не где-нибудь играете, а на родной земле!

За десять минут до окончания матча, когда «Тереку» забили уже два гола, все поняли, что ждать больше нечего.

— Если бы это был «Реал», то еще успели бы отыграться, — глубокомысленно заключил сидевший рядом со мной студент Зелимхан, а потом вдруг привстал и во все горло закричал: — «Терек», иди домой!

— Да ладно, это всего лишь игра, — успокаивал его сосед.

— А че они так играют?! — возмущался Зелимхан. — Обидно же — первый матч за столько лет… Ну ничего, все еще впереди: игры-то будут! Может, через полгода они победят.

Игра была проиграна, но зрители не шумели. Суровые чеченские мужчины молча покидали трибуны. Им было обидно, но вида они не показывали. Чеченцы — народ темпераментный, но на эмоции скупой.

— «Терек» — чемпион, — робко вякнули было мальчишки в толпе.

— Чемпион… по метанию котлет, — осадил их кто-то из взрослых.

Ребятня вяло закидывала пластиковыми бутылками трибуну самарских болельщиков, но дальше этого дело не пошло.

— Нам хоть и обидно, но «Крылья» трогать не будем, — успокоил меня Зелимхан. — Они наши гости, а гос­тей мы не обижаем. Такого у нас не бывает. Не было и не будет.