Офисный кордебалет

Татьяна Арефьева
10 апреля 2008, 00:00

Деловая одежда появилась в позапрошлом веке и с тех пор мало изменилась. Наш молодой русский бизнес интересуется правилами дресс-кода, но часто использует его не к месту или с трагическими нарушениями. Офисным работникам и их начальству хочется соответствовать идеальной модели — безупречная рубашка, дорогой пиджак, цвет полосок на галстуке и модель телефона должны говорить о статусе и достоинстве. Как только бизнес привыкнет к своему существованию, можно будет вернуться к джинсам. Но вряд ли кому-нибудь этого захочется, на дресс-код «подсаживаются» крепко

Темно-серый пиджак, светло-серый галстук и гладкая белая рубашка — конечно, такое унылое трио способно отпугнуть любого. «Если плата за стабильность — ношение униформы, то провались она, эта карьера, и удавись она, эта корпорация. Не хочу я выглядеть как безличный винтик», — думает человек в джинсах и свитере. Он полагает, что его стиль одежды, в отличие от ненавистных дресс-кодов, пришедших с Запада, демонстрирует свободу от условностей.

Носителя свитера можно понять: форма у нас была проклятием нации еще со времен гоголевской «Шинели». При советской власти бедность ассортимента в магазинах обуславливала серость уличной толпы. Оригинальные вещи становились фетишем, а нестандартный облик говорил о богатом внутреннем мире. Оплотом консервативного делового стиля были партийные работники и «командиры производства», носившие траурные пиджаки и «серьезные» галстуки лопатой. Но в высоколобой среде работников НИИ и сама советская номенклатура, и ее галстуки были символами морального плебейства. Противовесом ему для советской интеллигенции стал стиль «свитер & джинсы» (роль джинсов играли любые неброские штаны).

Что же до «широких масс трудящихся» города и села, они, напротив, стремились подражать элите, приобретая для выхода «в люди» такие же траурные пиджаки.

А потом настал дикий капитализм, навсегда, казалось бы, упразднивший внешнее однообразие. Но как только в нашу страну пришел серьезный бизнес и первые корпорации объявили набор сотрудников, оказалось, что на работе надо появляться в костюме, под которым ежедневно должна быть чистая рубашка и стянутая галстуком шея. Спрашивается, за что боролись? Хотели западных свобод, а получили новую школьную форму?

Проблема неприятия дресс-кода существует, похоже, лишь на нижних ступенях карьерной лестницы. И пока младший персонал обсуждает в курилке запрет на галстуки с Симпсонами, топ-менеджеры наслаждаются своими пиджаками Kiton и часами Patek Philippe, листают консервативные каталоги и делают в них закладки: «купить в Милане», «купить в Токио», «отложить в Третьяковском проезде».

Считается, что особое внимание унификации внешнего вида своих сотрудников компания уделяет в момент своего выхода на рынок и утверждения на нем. А поскольку российскому бизнесу от роду лет 15, это как раз наш случай. У Билла Гейтса сотрудники ходят в джинсах, «Кока-Кола» во всех своих филиалах приветствует неформальный стиль одежды. В любом же отечественном офисе средней руки можно увидеть десятки взмыленных клерков, изнывающих в своих пиджачных парах и галстуках. Но их начальство свято верит в то, что лицо компании напрямую зависит от подтянутости и единообразия внешнего вида сотрудников.

Впрочем, несмотря на общемировую тенденцию ослабления офисной муштры, у дресс-кода есть серьезные защитники — психологи и теоретики моды. Профессора нью-йоркского Института моды Рут Рубинштейн цитируют все, кто пишет методички для бизнес-тренингов. Рут говорит о правилах деловой одежды как о понятном всем языке. Квадратное ассоциируется с основательностью, острое — с агрессией (сексуальным призывом или желанием обмануть), закругленное — с безопасностью и доверием (поэтому трикотаж уместен в профессиях, связанных с мягким убеждением, а не с жестким управлением). Человеческий глаз спотыкается на любых диссонансах цвета, фактур и пропорций. Можно этого не осознавать, но исподволь реагировать. Один из старейших дизайнеров Эмануэль Унгаро утверждает: «Если ты не обратил внимания на платье привлекательной девушки, значит, оно было идеальным».

Современный мужской деловой костюм начал свою эволюцию с одежды, модной у английских джентльменов в 1870-х годах, а окончательно сложился в 1930-е. Подсознательно он ассоциируется в первую очередь с доброй старой Анг­лией, где викторианская мораль накладывала на мужчину определенные обязательства (порядочность, достоинство, патриотизм). А также с молодым и напористым американским бизнесом, в котором все решали ум и инициатива.

И хотя на практике национальные привычки, как правило, побеждают международные правила, встреча с зарубежными деловыми парт­нерами порой оказывается под угрозой срыва из-за чьего-то платья с розовыми воланами. В Италии, например, женщины-начальницы носят высокие каблуки, пиджаки с «хищным» рисунком и короткие юбки. С точки зрения классических правил это возмутительно, но в местной культурной традиции выглядит вполне нормально. А вот международным деловым связям это явно мешает: приходит на встречу какой-нибудь солидный немец и вместо потенциального парт­нера по бизнесу видит какую-то «куртизанку».

Работа в корпорации как кордебалет: здесь ценится единство коллективного жеста, а не яркая индивидуальность. В конечном счете в деловой одежде тоже есть своя красота. Парни в «правильных» костюмах кажутся более сексуальными, девушки в строгих двойках — умнее, чем показывают их тесты. А если у человека вообще нет вкуса? Дресс-тренеры говорят так: «Первый год придерживайтесь четких рекомендаций, на второй можете вместо серого попробовать синий, а на третий год вам просто не захочется красного с желтым и зеленым».

Люди, по необходимости сменившие свитер и джинсы на элегантный костюм, с изумлением подтверждают: соблюдение дресс-кода помогает делать карьеру. Скажем, устроился человек младшим менеджером. Сидит в белой глаженой рубашке в одной комнате с парнями в мятых голубых, пиджак не снимает. Заходит менеджер среднего звена, окидывает взором планк­тон и думает: «Что этот милый опрятный человек тут делает? Возьму-ка я его своим помощником». Так, одеваясь чуть-чуть консервативнее своего окружения, вполне можно взбежать по служебной лестнице.

При этом, зная о существовании офисного дресс-кода, стоит расставить точки над «i» еще до трудоустройства. Хочешь включиться в систему получения денег из воздуха — вот тебе форма. Не хочешь — иди, твори.

Мужчины

Костюм, сшитый на заказ или купленный в приличном магазине, теоретически можно носить десятилетиями. Практически же в погоне за дешевизной мужчина часто лишает себя праздника. Выглядеть как Джеймс Бонд можно только в пиджаке от Тома Форда, а экономичные костюмы быстро изнашиваются. Поэтому первая заповедь мужской деловой моды — «придется раскошелиться». По сравнению с женщинами мужики, конечно, проигрывают: какой-нибудь симпатичный дамский жакетик можно по случаю приобрести и за сотню евро, а соответствующий ему по статусу мужской пиджак потянет на тысячу. Так что скудость гардероба сильной половины офиса объяснима.

Второй закон мужской бизнес-привлекатель­ности — «главное, чтобы костюмчик сидел». Есть, конечно, мужчины, которым идет все. Они могут напялить на себя любой китайский ширпотреб и при этом иметь успех у женщин и деловых партнеров. Но речь не о них, а о наших типичных крупногабаритных мужиках. Для них в последние десятилетия специально шьют пиджаки немецкого (или универсального) кроя, в которых можно свободно двигаться, поднимать руки, не расстегивая пуговиц на животе, да и сам живот слегка маскировать.

Мужчины более амбициозные и артистичные предпочитают итальянский крой, когда пиджак держится не столько на плечах, сколько на бед­рах. Владелец такого пиджака должен держаться подчеркнуто непринужденно и иметь выразительную внешность.

Французский стиль — пиджак и брюки узкие, рукава и штанины короткие — в России популярен только у подростков. Английский — грудь колесом, идеальное плечо, приталенный силуэт — всем хорош, если бы не был так дорог. Он особенно любим большими начальниками, которым в магазине уж много раз рассказали, как многотрудна ручная работа по выстраиванию образа джентльмена буквально из ничего — исключительно с помощью пиджака.

Самым комфортным считается мешковатый американский крой. Он ничего не выстраивает, а все разом скрывает. Обычно это однобортный пиджак с двумя пуговицами, без подплечников, а иногда и без подкладки. Офисный дресс-код терпит его с трудом. Появление в нем на ответственных переговорах может быть воспринято скептически — по стилю он скорее подходит арт-директору или журналисту, чем топ-менеджеру.

Контрасты в одежде создают подсознательное ощущение власти и дистанции, поэтому для важных встреч лучше выбирать сочетаемые цвета рубашки и пиджака. «Черный цвет не подходит, — говорит специалист по индивидуальному подбору мужской одежды Олег Милович, — он создан для торжественных случаев. Коричневый полностью исключается: это неформальный цвет. Остается темно-серый или темно-синий». При общении с подчиненными или постоянными партнерами контраст вообще лучше снижать. Цвета рубашек могут варьироваться от топленого молока до темно-серого, но их ткань должна быть гладкой, без выделки.

Женщины

С женским деловым дресс-кодом все гораздо проще. В нем нет жестких правил, поскольку покроев у женщин — миллион, а с рискованными цветовыми сочетаниями они практически на «ты». Дресс-код для дам регулируется правилом «Наряжаются только дурочки». То есть ярко красятся, носят отголоски прошлогодних показов, меряются высотой каблуков только секретарши, не стремящиеся сделать карьеру. Тетушки без амбиций выступают в амплуа «сентиментальной библиотекарши»: их мягкие трикотажные кардиганы отчасти скрывают прозрачные кофточки в горошек. А стервы, желающие получать хотя бы половину мужской зарплаты, одеваются в строгие темные костюмы и белые рубашки без отделки, делают короткий «французский» маникюр, носят черные туфли на низком устойчивом каблуке и прямые юбки до колен. Женские брючные костюмы, как показывает практика, мужчинами воспринимаются плохо.

Люди, по необходимости сменившие свитер и джинсы на элегантный костюм, с изумлением подтверждают: соблюдение дресс-кода помогает делать карьеру

Эксплуатация сексуальности, которой бравируют иные русские бизнес-леди («я так изящно поправила бретельку под кофточкой, что у него сразу мозги спеклись»), объясняется национальными особенностями взаимоотношения полов, но не всегда уместна. При этом мало кто знает, что деталью, способной внушить мужчине полное доверие, может стать мобильный телефон с острыми углами «умной» конфигурации или строгая сумка-портфель. Психологи называют это «игрой с прямоугольными предметами».

Фото: Miguel Rio Branco/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru; Anzenberger/FOTOBANK