Игры взрослых. На бирже

24 апреля 2008, 00:00

Как корреспондент «РР» учился биржевому делу на практике

Дневник начинающего трейдера

Часть 2

Состояние счета — 71  тыс. 533 рубля

С моей первой сделки прошло всего две недели, а у меня уже появились отдельные признаки нарастающей игровой зависимости. Теперь, как в давние дни увлечения «Цивилизацией», я могу просидеть почти весь день, не отрывая взгляд от экрана («Нет ничего хуже, чем смотреть на тренд, как кролик на удава», — писал один из биржевых гуру), а с вечера пятницы начинаю с нетерпением ждать утра понедельника.

Найти учебник для «чайника», неожиданно попавшего в трейдеры, оказалось задачей непростой. Наконец выбор пал на «Секреты биржевой торговли» Твардовского и Паршикова. После недели напряженного чтения я стала чувствовать себя как студент во время сессии и с запоздалым сожалением вспоминала о сданном в университете «на халяву» курсе матстатистики. Мои дети, явно желая меня подбодрить, снабдили книгу закладкой — открыткой с надписью «Не в капусте счастье».

Капитал я разделила на две части — условно назову их «инвестиционной» и «спекулятивной». Условно, потому что в неигровом режиме инвестиции делаются на срок от полугода и выше. Двух и даже трех месяцев может оказаться недостаточно, чтобы стерлись случайные колебания курсов акций, вызванные событиями на внутреннем и мировом рынках. Например, в январе 2008 года на нашем рынке произошел серьезный, на 20%, обвал котировок акций, вызванный кризисом в США. Некоторый рост возобновился только к концу марта — апрелю. И если бы я вышла на рынок, скажем, в ноябре, то в феврале пришлось бы испытать жестокое разочарование.

Итак, «инвестиционная» часть средств (55 тыс. рублей) пошла на покупку на ММВБ акций, от которых можно ожидать роста в ближайшие два месяца. Просмотрев графики «голубых фишек» (самых надежных акций), я выбрала обыкновенные акции Сбербанка, «Роснефти», «Лукойла» и «Ростелекома» (последние, по дружному мнению специалис­тов «Открытия», зря). Павел Пахомов, мой консультант, присоветовал еще акции ГУМа (они относятся к экзотическим внесписочным, в которых хорошо разбираются только специалисты), а также ВТБ.

Кроме обыкновенных акций (то есть тех, по которым далеко не всегда платят дивиденды), я решила еще купить привилегированные («префы»). С «префами» можно сыграть в хитрую игру, направленную именно на получение дивидендов. Фокус тут вот в чем: накануне собрания акционеров, принимающего решение о выплате дивидендов, компания составляет список всех держателей своих акций (производит «отсечку реестра»). Успев купить акции хотя бы за несколько минут до этого момента, вы «попадаете в отсечку», и тогда в течение нескольких месяцев дивиденды поступят на ваш счет. Если речь идет о большой компании, день «икс», как правило, всем известен, и после него стоимость акций падает ровно на размер выплаты (правда, потом «префы» постепенно догоняют простые акции). Если же компания малоизвестная, рынок на «отсечку реестра» не реагирует — тогда вы и дивиденды получите, и на акциях деньги не потеряете. «Моя» компания проводит собрание акционеров в мае — посмотрим, что получится из этой затеи.

«Спекулятивная» часть денег — 20 тыс. рублей — была выделена для торговли фьючерсами и опционами на срочном рынке РТС. Правила работы на срочном рынке отличаются от тех, что приняты на классическом: покупая или продавая любой актив, клиенту достаточно оплатить только 10–15% его стоимости. Таким образом, на срочном рынке можно оперировать активами, стоимость которых превышает ваши собственные средства в 8–10 раз. Это и удобно, и опасно — можно не только быстро и много выиграть, но и быстро и много проиграть.

В первые несколько дней я вы­игрывала по 300–400 рублей. Потом, удачно сыграв на золоте, — сразу 1 тыс. (правда, в тот день я больше половины выигрыша потеряла на «Лукойле»). Катас­т­рофа произошла через неделю. Я посмотрела на график фьючерсов «Лукойла», построила линии поддержки и сопротивления средне- и краткосрочных трендов (простой, но действенный способ определить, в какую сторону и с каким размахом могут колебаться цены) и решила, что «сегодня логичен рост». Но, вопреки моим выводам, рынок в этот день решил падать. Я же, исходя из своих соображений, упрямо играла «против рынка». Результат меня потряс: я проиграла аж 2 тыс. руб­лей! Позже Павел мне все объяснил: «Ну, Ира, то, что вы делали, у нас называется “сесть на пилу” — отставая от движений рынка, покупать на максимуме и продавать на минимуме. Сегодня падало все, потому что “Дженерал Элект­рик” опубликовала весьма неутешительный годовой отчет. За новостями надо следить. Завтра будьте осторожны: рынок все еще будет очень неустойчив». На следующий день, ожидая продолжения падения и решив отыг­раться, я потеряла еще 2 тыс. все на том же «Лукойле», который на этот раз решил расти. «Ну нет, — решила я, — пора завязывать с игроманией. Теперь больше, чем на один фьючерс, я не играю».  Продолжение следует.