Санкт-Москва

24 апреля 2008, 00:00

На минувшей неделе Юрий Лужков и Валентина Матвиенко не исключили, что со временем и Подмосковье, и Ленинградская область могут быть присоединены к мегаполисам. Областные губернаторы — Борис Громов и Валерий Сердюков — категорически против этой идеи

В Петербурге уже проходят экзотические акции как защитников идеи объединения, так и ее противников. На прошлой неделе, например, по 3-й линии Васильевского острова прошел «Марш повешенных колхозниц». Жительницы поселков Бокситогорского района Ленобласти прошли к зданию полпредства президента в СЗФО, держа в руках фотографии разрушенных сел, в которых они живут. Участницы «Марша» требовали объединения в надежде, что городские социальные программы помогут остановить гибель деревень.

Вопрос об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области поднимался Валентиной Матвиенко не раз. На прошлой неделе она заявила, что намерена возобновить дискуссию. По словам губернатора, необходимость объединения «основана не на эмоциях, а на конкретном экономическом анализе», слияние «позволит эффективно развивать экономику, энергетику, дороги и размещать инвестиции». Как только в мае Владимир Путин сформирует свой кабинет, госпожа губернатор официально внесет предложение об объединении регионов в единый субъект Федерации.

Одновременно за идею объединения Москвы и Подмосковья высказался в одной из крупных газет столичный мэр Юрий Лужков: «В отношении Москвы и области задача интеграционного развития сегодня должна уже не только дискутироваться, но и практически решаться в самой ближайшей перспективе».

Вот только подходят к вопросу объединения власти Москвы и Петербурга по-разному. Руководство Северной столицы ратует за официальное «бракосочетание» с Ленобластью. Москва же, не дожидаясь законного оформления союза, просто скупает землю в Подмосковье.

Между тем председатель комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев уверял корреспондента «РР», что попытки слияния мегаполисов и прилегающих к ним областей «бессмысленны с любой точки зрения»: «Губернаторы — а Лужкова я считаю губернатором — стремятся лишь обеспечить свободный фронт работы своим строительным комплексам. Ничего иного за этими громкими высказываниями не стоит». По словам эксперта, если бы они говорили о совместных с окружающими их регионами генпланах строительства, был бы смысл хотя бы дискутировать по этому поводу, но речь идет о полном поглощении, хотя «ни Петербургу Тихвин, ни Москве Орехово-Зуево не нужны — мегаполисам нужны лишь ближайшие пригороды для развития строительного бизнеса».

Естественно, областные начальники категорически против объединения. Губернатор Подмосковья Борис Громов сказал, что, слившись с Подмосковьем, мегаполис превратится в «монстра, которым непонятно кто будет управлять». Глава Ленинградской области Валерий Сердюков заявил, что объединение не ускорит экономического развития ни города, ни области и что такие вопросы необходимо выносить на референдум.

Вячеслав Глазычев прогнозирует, что до референдумов дело не дойдет, но если людям дадут проголосовать, то «90% жителей всех четырех регионов скажут объединению свое решительное “нет”».

Впрочем, как показывает практика, главное тут не желание жителей, а наличие политической воли у федеральной власти.