Игры любой ценой

Спорт
Москва, 24.04.2008
«Русский репортер» №15 (45)
Хотя окончательный бюджет Игр-2008 станет известен только в мае, уже сейчас, за 100 с небольшим дней до церемонии открытия, можно признать: благодаря Олимпиаде китайцам удалось полностью модернизировать свою столицу

Первое олимпийское чудо встречает приезжающих в Пекин сразу после выхода из самолета — это третий терминал пекинского международного аэропорта. Гигантское сооружение напоминает лежащего на земле дракона. Спроектированный сэром Норманом Фостером терминал площадью почти миллион квадратных метров начал принимать пассажиров нынешней весной, а ближе к открытию Игр заработает и специальная ветка метро, которая за 18 минут доставит пассажиров в центр Пекина.

Громадное, чуть выпуклое здание с косо торчащими на крыше «шипами» окон производит сильное впечатление. Не говоря уж о «внутренностях» аэропорта, способного принимать в год около 60 млн пассажиров. В недрах терминала, который заработает на полную мощность лишь в 2015 году, находится уникальная система транспортировки багажа стоимостью $240 млн. Чемоданы, снабженные специальными бирками, под прицелом телекамер передвигаются по транспортерам со скоростью 10 м/с. Разгрузка самолета происходит едва ли не мгновенно: уже через 5 минут после того как пассажиры покидают салон авиалайнера, они могут получить свой багаж!

Одним из краеугольных камней концепции пекинской Олимпиады является высокотехнологичность. Наглядный тому пример — плавательный бассейн «Водный куб», меняющий цвет благодаря хитроумной системе подсветки. В конструкции этого здания, строительство которого обошлось в $100 млн, впервые в Китае был применен почти невесомый пластик, натянутый между стальными рамами. Стены и крыша бассейна состоят из 3 тыс. таких «пузырьков», абсолютно независимых друг от друга. Для прочности между двумя слоями плас­тика закачивается воздух, который создает своеобразную подушку, способную выдержать немалое давление извне. Попортить «пузырьки» могут только крепкие клювы птиц. «Здание полностью прозрачно, и пернатые могут просто не заметить пластик или попытаться на него сесть, — говорит Жен Фань, один из дизайнеров “Водного куба”. — Для того чтобы они не повредили конструкцию, мы используем невидимую человечес­кому глазу металлическую проволоку, сквозь которую птицы пролететь не могут».

У каждого из объектов, сооруженных к Олимпиаде, есть своя техническая изюминка. Крыша Национального спортивного центра сделана так, чтобы дождевая вода собиралась в специальные резервуары и впоследствии использовалась для полива лужаек. Все несущие конструкции главного олимпийского стадиона сделаны из высокопрочной стали, что позволило обойтись без мешающих болельщикам колонн.

О самом «Птичьем гнезде» пока говорится не так уж много. Может быть, потому, что сроки его сдачи непростительно затянулись: стадион на 91 тыс. зрителей должен был вступить в строй еще в начале нынешнего года. Строительство этого объекта тормозили многочисленные скандалы. Так, довольно бесцеремонно были выселены жители стоявших на месте «Гнезда» домов; не слишком тщательно соблюдались требования техники безопасности, что привело к гибели как минимум 10 человек; долго продолжалась склока, вызванная значительным превышением сметы. Да и будущее «Птичьего гнезда» туманно: эта махина может оказаться совершенно невостребованной после закрытия Олимпиады. Разовые аншлаги вряд ли окупят затраты на строительство, но правительство Китая, похоже, готово закрыть на это глаза, полагая, что проблемы следует решать по мере их поступления.

«Зеленая Олимпиада»

Не меньше пекутся организаторы пекинских Игр об их экологической безопасности. Раньше столица Китая считалась не самым лучшим местом для жизни из-за удушливого смога. Теперь жители Пекина намного чаще видят солнце — благодаря ужесточению требований к транспортным средствам и выводу за пределы города или полной реконструкции наиболее «грязных» производств. Официальные источники констатируют: в 2007 году горожане любовались голубым небом на протяжении 245 дней, то есть чуть ли не вдвое чаще, чем в конце 1990-х.

Впрочем, чего только не добьешься в условиях команд­но-административной системы!.. К примеру, все земляные работы в столице по специальному указанию мэрии Пекина с 20 марта прекращены. В приказном порядке решена проблема перегруженности улиц столицы автотранспортом: в период Олимпиады на городские магис­трали в зависимости от дня недели будут допускаться машины с четными или нечетными номерами, при этом автовладельцам за причиненные неудобства будет выплачена компенсация.

Порой власти не прочь прибегнуть и к экономическим рычагам. В частности, стоимость проезда в метро в октябре 2007 года была снижена до 2 юаней (около 7 руб­лей), что спровоцировало резкий рост числа людей, пользующихся этим видом транспорта. В результате войти в вагон на пересадочных станциях в час пик без давки невозможно, тем более что поезда ходят с большими интервалами.

Прагматичные затраты

Несмотря на то что разгрузить пекинские автотрассы удавалось за счет одних лишь волевых решений, строительство транспортных развязок и новых полос на уже существующих магистралях идет полным ходом. В районе главных олимпийских объектов прорыты дополнительные подземные переходы, до минимума сокращены тротуары, из-за чего пешеходам приходится с риском для жизни пользоваться велосипедными дорожками. В конце июля начнут функционировать специальные полосы движения для задействованных на Играх автобусов и машин, которые свяжут между собой все олимпийские объекты, — на них будет специальная разметка в виде пяти олимпийских колец.

Большинство рабочих, возводящих спортивные комплексы и прокладывающих дороги, — выходцы из других городов и провинций Китая. Их десятки тысяч, и живут они в неприглядного вида поселках из сборных домиков, расположенных, как правило, неподалеку от места их работы. Подобная практика — обычное для Китая явление: крупные строительные компании собирают такие мобильные отряды неквалифицированных рабочих по всей стране.

Благодаря бросовой рабочей силе пекинская Олимпиада может стать самой дешевой в истории — если учитывать только стоимость сооружения спортивных объектов. На протяжении последних лет эта цифра корректировалась по меньшей мере трижды: и в последний раз речь шла о $1,3 млрд. Как считают аналитики, в действительности расходы достигнут $2 млрд — из-за укрепления курса юаня к доллару.

Иное дело — совокупные расходы, в которые входят работы по обновлению инфраструктуры Пекина и борьба за «чистое небо» над головой. Затраты на модерни­зацию столицы Китая могут достигнуть $40 млрд, что является абсолютным рекордом в истории проведения Игр.

Кстати, расходы на Олимпиаду-2014 в Сочи вполне могут оказаться равновеликими. Первоначально речь шла о $12,5 млрд, но затем цифры подвергли существенной ревизии. По оценке Счетной палаты РФ, конечная сумма, скорее всего, удвоится, а в Краснодарском крае считают, что и утроится. Так что в категории зимних Олимпийских игр лидерство по затратам нам обеспечено, но почему бы не замахнуться и на абсолютное первенство?

Российский след пекинских Игр

Создать в Сочи нечто подобное тому, что сделано в Пекине, невозможно при любом уровне затрат. Во-первых, по совершенно объективным причинам: столица Китая и российский курорт на Черном море — города разного масштаба. Строительство гостиниц в Сочи — объективная необходимость, но присутствие в пока еще далеко не раскрученном курортном местечке нескольких отелей Marriott или Hilton может показаться не совсем оправданным владельцам сетей, не готовым раскошеливаться на разовые мероприятия.

К выбору архитекторов и строителей для своих объектов китайцы подошли со свойственным им прагматизмом. В их списке были только первые номера мирового рейтинга, пусть даже и с несколько подмоченной репутацией

Во-вторых, к выбору архитекторов и строителей для своих объектов китайцы подошли со свойственным им прагматизмом. В их списке были только первые номера мирового рейтинга, пусть даже и с несколько подмоченной репутацией, как, к примеру, один из проектировщиков «Птичьего гнезда» — швейцарская компания Herzog & de Meuron Architekten. Подряды на разработку олимпийского проекта были получены в 2002-м, то есть спустя год после того, как Пекин победил на выборах столицы Олим­пиады-2008. Строительство началось в марте 2004-го и длилось ровно четыре года.

Между тем прошел почти год после российской победы в Гватемале, а проектной документации по Сочи как не было, так и нет, тендеры не объявлены и точные сроки не определены. К тому же совершенно неясно, кто вы­играет подряд — ни кого не удивит, если это будет малоизвестная или в спешном порядке созданная строительная организация.

А ведь возведение крупных объектов в горной местности может создать дополнительные проблемы из-за скальных пород и нехватки необходимой инфраструктуры. В Пекине с подобными сложностями, естественно, не сталкивались. При этом китайские специалисты постарались максимально увязать решение поставленных к Олимпиаде задач с каждодневными потребностями мегаполиса. Строительство метро в августе 2008 года не закончится: в строй запланировано ввести 228 км путей; продолжится обновление парка городских автобусов, число которых к 2010 году достигнет 21 тыс.

Для Сочи все это не слишком актуально, а вот вопросы использования спортивных сооружений будут стоять очень остро. Речь, естественно, не идет о горнолыжных трассах, где желающих прокатиться и сейчас хоть отбавляй. А вот как с умом использовать ледовую арену — об этом пока просто никто не думает, поскольку ее не существует не только фактически, но и в чертежах.

Китайцы горят желанием принять активное участие в разработке проектов и олимпийском строительстве в Сочи. Не скрывают своей заинтересованности и многие местные инвесторы, готовые вложить средства в масштабные работы на берегу Черного моря

И все же, несмотря на известные особенности ведения бизнеса в России, китайцы горят желанием принять активное участие в разработке проектов и олимпийском строительстве в Сочи. Не скрывают своей заинтересованности и многие местные инвесторы, готовые вложить средства в масштабные работы на берегу Черного моря. Российская сторона также не возражает против более тесного сотрудничества. А президент Олимпийского комитета Леонид Тягачев, публично заявил, что «у организаторов пекинской Олимпиады можно перенять многое: методику строительства, масштабный подход к решению возникающих проблем, щепетильность и пунктуальность во всем, творческое отношение к спортивным сооружениям».

Фото: Imago sport/Russian Look; Bilderberg/Russian Look; AP; WPN/East News; Eyedea/Gamma/East News; WPN/East News; Алексей Антонов

Русский дом под Пекином

Одним из свежих примеров российско-китайского сотрудничества стало открытие в окрестностях Пекина Дома друзей Олимпиады, который на период Игр превратится в крупный российский культурный центр. Масштабный проект, разработанный компанией «Спорт Инвест» совместно с Олимпийским комитетом России, должен, по мысли организаторов, стать местом проведения торжественных приемов и официальных встреч, а также многочисленных шоу-программ. На время Игр в отеле «Шато Лаффитт»  — точной копии французского замка, поселятся приехавшие из России политики, бизнесмены, деятели культуры и выдающиеся спортсмены прошлого. По словам руководителя проекта Гелани Товбулатова, строители «задумали воссоздать кусочек русской земли в Китае, чтобы тем людям, что приедут сюда, было максимально комфортно». С этой целью на территории будут возведены дополнительные объекты: казачий хутор, который послужит напоминанием о Сочи-2014, русский ресторан на тысячу мест и каток с искусственным льдом.

Прием по случаю открытия Дома показал масштаб предстоящих в августе торжеств. Отведать изысканные блюда русской кухни, пришло на 50 человек больше, чем планировалось, и распорядители были вынуждены срочно рассаживать тех, кто в списках не значился. Слух собравшихся услаждала Нина Шацкая, в репертуаре которой оказались не только русские народные песни, но и джазовые композиции. «Более причудливой картины мне видеть не приходилось, — заметил один из наших работающих в Пекине соотечественников. — Русская кухня во французском замке под звуки американского регтайма в окрестностях китайской столицы — сочетание невероятное по силе воздействия». Впрочем, с тем, что искусство в сопровождении хорошей еды и добротной выпивки является мощной объединяющей силой, согласились почти все присутствовавшие на этом мероприятии.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №15 (45) 24 апреля 2008
    Правительство Путина
    Содержание:
    Амбиции Путина

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама