В чем сила приморского бунта

24 апреля 2008, 00:00

Таможенники Приморья попытались перестроить систему ввоза в Россию подержанных иномарок. Они в два раза сократили число таможенных пунктов по оформлению праворульных «японок», но уже после первой акции протеста автомобильных дилеров пошли на уступки. Приморские автомобилисты в который раз доказали, что могут влиять на власть эффективнее любой политической партии

На прошлой неделе таможенные терминалы Приморья, оформляющие иномарки, впали в ступор. В очереди на растаможку скопилось почти 10 тыс. машин, на рейде образовалась очередь из судов, которые не могли зайти в порт. И все из-за того, что Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) с 1 апреля ликвидировало два таможенных поста — Владивостокский автотранспортный и Владивостокский центральный — и направило всех автоимпортеров в два оставшихся.

Цели были благие: официальная — повысить эффективность работы таможни и явно не декларируемая — порвать коррупционные связи между таможенниками и автодилерами. Нынешний глава ДВТУ Игорь Власенко вскоре после своего назначения на эту должность (а приехал он из Санкт-Петербурга) в интервью «РР» удивлялся, что импортеры с начальниками таможенных постов и инспекторами живут в таком «мире и дружбе».

Он сразу начал точить зуб и на автодилеров. В основном из-за ввоза так называемых конструкторов (когда целая машина ввозилась в разобранном виде как набор запчастей). «На Дальнем Востоке по таможенным документам кузовов и двигателей ввозится только раза в три меньше, чем целых автомобилей. Этого нет больше ни на одной таможне! Ясно же, что потребность в них минимальна и это прямой обман», — возмущался Власенко.

Но реорганизация работы таможни привела к жутким очередям и недовольству дилеров. Даже сами таможенники признали наличие проблемы: если в марте по официальной информации они оформили 24,9 тыс. машин, то за три апрельские недели — всего 13,5 тыс. В результате уже сейчас на владивос­токских авторынках цены на самые ходовые модели выросли в среднем на $400–500.

Калькуляция роста цен проста. «По закону машина должна быть растаможена за три дня, — объяснил корреспонденту “РР” таможенный дилер Анатолий Кузнецов. — Сегодня это реально происходит дней за 10. Каждый лишний день простоя машины на таможенном складе обходится в 200–350 рублей. Вроде бы немного — долларов 100 с машины. Но представьте, что вы привезли 100 машин». Многие пароходы с автомобилями остаются на рейде, а простой судна — это минимум $3–4 тыс. в день. «Пароход ведь такая скотина, которая хорошо зарабатывает, только когда плывет, — продолжал подсчитывать убытки Анатолий Кузнецов. — А если он стоит на рейде… За топливо — все равно плати, за жрачку экипажу — плати. Кроме того, пока приморские порты забиты, другие пароходы с машинами застревают в Японии. Это тоже дополнительные расходы».

Впрочем, сведущие люди подтвердили «РР» и «коррупционную» причину возникновения очередей. «Многие импортеры раньше имели возможность “льготной подачи” таможенной декларации, — объяснил один из автодилеров. — Это позволяло растаможить машину максимально быстро. Не секрет, что за это таможенникам приплачивалось. По копеечке. Но вы же знаете поговорку: “Курочка по зернышку клюет, а весь двор в дерьме”. Теперь эти люди вынуждены становиться в общую очередь, пока не наладили связи на новых для себя таможенных постах».

Вся эта неразбериха вылилась в акцию протеста, которая состоялась во Владивостоке 15 апреля. Больше сотни машин под лозунгом «Автомобилисты против бюрократии» проехали по центру города и в конце маршрута, у здания таможни, дружно надавили на клаксоны, слегка оглушив работников центрального офиса ДВТУ. Акция возымела действие: уже через два дня таможенники пошли на уступки и разрешили оформление «японок» еще на одном таможенном посту.

Это лишний раз продемонстрировало удивительную силу приморских автомобилистов. В свое время акциями протеста они заблокировали фактически готовое решение о запрещении в России праворульных машин. В 2005 году, тоже на улице, выиграли первую войну с таможней, которая попыталась повысить ввозные пошлины на иномарки. В том противостоянии на сторону автомобилистов встал даже губернатор Приморья Сергей Дарькин.

Впрочем, некоторые жители Владивостока по этому поводу иронизируют, что вся сила приморских автомобилистов — в узких улицах приморской столицы: если спланированную акцию проводят даже несколько десятков машин, они блокируют движение во всем центре города. Но если это и так, автомобилисты — надо отдать им должное — пользуются этим преимуществом с умом. На 26 апреля они уже запланировали новую акцию — на сей раз против роста цен на бензин и дизтоп­ливо, которую назвали «Марш протеста пустых канистр».