Имя 71-летнего ветерана итальянской политики хорошо известно далеко за пределами его родины. Один из самых богатых людей Европы, медиамагнат, бизнесмен и любитель эпатажа, Сильвио Берлускони уже дважды становился премьер-министром.
Впервые на политический Олимп он взобрался в 1994 году на волне политического кризиса, разрушившего сложившуюся за послевоенные десятилетия партийную систему Италии. В начале 90-х страну сотрясали коррупционные скандалы — по некоторым оценкам, операция «Чистые руки» затронула до 70% политической элиты Италии. Жертвами рвения судей и карабинеров стали все четыре входившие в правительство 92-го года партии — их репутация пострадала настолько, что ни одна не пережила кризиса. Многие другие также вынуждены были самораспуститься или «сменить вывеску».
Берлускони, до того просто преуспевавший бизнесмен — владелец трех телеканалов, блестяще воспользовался образовавшимся политическим вакуумом. Зарегистрировав свою партию «Вперед, Италия!» всего за два месяца до выборов, он сформировал правоцентристскую коалицию и получил большинство мест в парламенте, что автоматически сделало его премьером.
Но первый блин вышел комом — правительство Берлускони не продержалось и года. А вот второе пришествие «маленького дуче» оказалось куда удачнее: вновь оказавшись в кресле главы правительства в 2001-м, он стал первым и пока единственным за всю послевоенную историю премьером, пробывшим на этом посту полный срок — пять лет (уникальный результат для страны, в которой за 63 года сменилось 62 кабинета министров).
Несмотря на то, что Берлускони ворвался в политику благодаря коррупционному скандалу, его самого нередко обвиняли в нечистоплотности. Финансовые махинации, уход от налогов, взяточничество, давление на судей и связи с мафией — таков далеко не полный список претензий, предъявлявшихся Берлускони на протяжении его карьеры. Но ему всегда удавалось уходить от ответственности: то следствие затягивалось настолько, что истекал срок давности преступления, то внезапно менялись статьи Уголовного кодекса, по которым проходил Берлускони (а также его родственники и соратники), то спасала вовремя подоспевшая амнистия. В результате, несмотря на обилие свидетелей и фактов его нечистоплотности, он так ни разу и не был осужден.
Существование на грани фола — вот кредо красноречивого и решительного Берлускони, снискавшее ему массу как сторонников, так и противников (одни называют его «кабальеро», другие за рост в 171 см дали кличку «неистовый коротышка»). Даже шутит «дон Сильвио» часто на грани дозволенного. Как-то на одном из саммитов он во время официального фотографирования наставил «рожки» главе испанского МИДа. В другой раз призвал бизнесменов всего мира инвестировать в Италию, потому что там «красивые секретарши — просто потрясающие девочки». Но одна из самых скандальных историй связана с соперничеством Италии и Финляндии за право разместить на своей территории штаб-квартиру Европейского ведомства по безопасности пищевых продуктов. Тогда после многочасовых переговоров с финским президентом Тарьей Халонен Берлускони заявил, что добиться успеха ему удалось лишь пустив в ход «все свои навыки плейбоя». Финны обиделись и отозвали посла для консультаций, а «кавалер», как бы извиняясь, пояснил, что, по его мнению, всякий, кто видел фотографию Халонен, должен был понять, что он шутит.
На прошедших выборах Берлускони одержал убедительную победу над конкурентами из Демократической партии, обойдя их с отрывом почти в 10%. Многие сразу заговорили о возникновении сильного правительства, за спиной которого — мощное парламентское большинство. Помимо красноречия и харизмы, по мнению экспертов, успеха Берлускони помогли добиться три фактора. Во-первых, ошибки премьера Романо Проди и слабость правившей левоцентристской коалиции, которая так и не смогла справиться с экономическим кризисом. Во-вторых, практически тотальная власть «дона Сильвио» над итальянским телевидением (ему принадлежат все частные национальные каналы, а государственные он контролирует благодаря своему влиянию и связям). И, в-третьих, предвыборная программа, почти такая же, как у оппонентов-левоцентристов, позволившая «перетянуть» значительную часть «левацких» голосов.
Вот как прокомментировал «РР» победу «кабальеро» координатор Демократической партии в России Витторио Торрембини:
— На этот раз у Берлускони действительно была довольно толковая программа. Что неудивительно — она практически тождественна нашей. Кризис итальянской экономики очевиден: темпы ее роста одни из худших в Евросоюзе — в 2008-м ожидается порядка 0,3%. И правым, и левым понятно, как ее стимулировать: снижать налоги и расходы на бюрократию, ответственно подходить к государственным интервенциям и привлекать максимум возможных инвестиций. Однако недостаточно просто прописать лекарство — его еще надо правильно принимать. А вот с соблюдением «режима» Берлускони, как мне кажется, как раз и не справится — или не захочет справиться. Видите ли, есть демагоги, которые много говорят, но ничего не делают. Берлускони и говорит, и делает, вот только слова его редко совпадают с действиями, поскольку даже на посту премьер-министра он руководствуется не столько интересами Италии, сколько своей личной выгодой.
Берлускони действительно умеет блюсти свои интересы. В рейтинге самых богатых людей планеты за 2008 год (по версии журнала «Форбс») он занимает 90-ю строчку с личным состоянием в $9,4 млрд (среди итальянцев это третий показатель). Однако помешает ли ему его огромный капитал эффективно управлять страной — вопрос открытый. Сам Берлускони самоуверен до неприличия: «Я лучший политик в Европе да и во всем мире. Нет никого, кто бы мог соревноваться со мной. Я — Иисус Христос мировой политики», — заявляет Сильвио.