Утопия на крючке

8 мая 2008, 00:00

От редакции

Чиновник, который, переступив порог своего офиса, сразу же забывает о своей частной жизни, — утопия. Там, за стеной кабинета у него, как у любого, — жена, дети, теща, сватья и братья. И когда он помогает им, то следует вполне естественным для всякого человека мотивам. Трудно от кого бы то ни было требовать полного отказа от помощи близким. В то же время, когда чиновник помогает членам своей семьи, используя свои полномочия, общество склонно видеть в его поведении признаки коррупции. А чтобы он не смешивал дела семейные с государственными, в некоторых странах принимают даже законы, которые накладывают на родню высокопоставленных бюрократов целый ряд запретов.

Уже в нынешнем году Дума собирается принять закон «О противодействии коррупции», предусмат­ривающий, в частности, декларирование доходов членами семей чиновников. Но способен ли закон устранить противоречие между частными интересами чиновника и его государственными полномочиями?

Эта неустранимая двойственность сохраняется не только в России, но и в развитых демократиях. В сенате Соединенных Штатов мы находим мощные династии и семейные кланы политиков: Буши, Клинтоны, Кеннеди, Пелоси и пр. Их семейные связи распространяются и за пределы сената и политики — в крупный и средний бизнес. Тем не менее американцы не собираются накладывать ограничения на занятия родственников высокопоставленных политиков. Попрание принципа свободы может обойтись обществу дороже.

И в России семейственность — совсем не главная беда и причина коррупции. Более того, семья может стать причиной уязвимости любого чиновника. До сих пор ответственные бюрократы работают в условиях, когда нет полной ясности в том, что они могут себе позволить и чего позволить не могут ни в коем случае. Вроде бы разрешено все, что не запрещено законом. Но как только губернатор или мэр где-нибудь «засветится» со своими семейными связями, можно ожидать, что он окажется у кого-то на крючке.

Ответственные государственные чиновники вроде губернаторов и мэров играют ключевую роль в распределении материальных и финансовых ресурсов. Неудивительно, что против них частенько возбуждаются уголовные дела. До сих пор чаще за решетку попадали мэры. Но развернутая кампания борьбы с коррупцией может лишить и губернаторов неформально существовавшей до недавнего времени неприкосновенности.

Хорошо, конечно, если неподсудных должностных лиц не останется. Однако по опыту известно, что антикоррупционные кампании могут стать очень удобным инструментом расправы с политическими противниками. За решетку нередко отправляют именно тех, кто наотрез отказывается связать себя обязательствами с теневой сетью распределения ресурсов. Поэтому общественное мнение

воспринимает как исключение не продажность бюрократов, а, напротив, соблюдение ими закона.

Мечтая построить эффективную государственную машину, мы рискуем впасть в другую крайность — создать послушную и пассивную армию вассалов, не способных на инициативу и ответственные решения. Чиновник не должен находиться на крючке — он должен исполнять свои обязанности, исходя из четкого представления о формальных и неформальных правилах игры.

И задача государства состоит в том, чтобы их четко сформулировать.