Предвыборная война

15 мая 2008, 00:00

Грузия и Абхазия готовятся к войне. Абхазские военные уверяют, что 12 мая сбили уже шестой грузинский самолет-разведчик, и заявляют о концентрации грузинских войск у своих границ. Но очевидно, что обеим сторонам выгодна именно эта подготовка к войне, а не сама война. Совместная пиар-акция закончится, скорее всего, 21 мая — после парламентских выборов в Грузии

Абхазские военные на днях демонстрировали журналистам фрагменты очередного сбитого беспилотного разведывательного аппарата Hermes 450. Михаил Саакашвили в это же время уверял, что его армия потерь не понесла. «Беспилотник висит, его никто не сбивал», — цитируют грузинского президента информагентства. Висит, надо понимать, над Абхазией.

Если проанализировать пропагандистские усилия сторон, становится очевидным, что как Грузия, так и Абхазия используют нынешнее обострение в своих интересах, нередко греша в своих публичных заявлениях против истины.

Так, заместитель министра обороны Абхазии Гарри Купалба сообщил, что на борту сбитого 8 мая грузинского беспилотника предположительно находилась ракета класса «воздух-воздух». Заявление странное, учитывая, что Hermes не имеет оборудования для пуска подобных ракет. Более того, максимальный взлетный вес у него 450 килограммов, так что с какой бы то ни было ракетой ему и в воз­дух-то подняться тяжело.

С другой стороны, аргументы грузинской стороны тоже спорны. В частности, видеозапись, на которой российский МиГ-29 якобы сбивает грузинский самолет-раз­ведчик, многие эксперты сочли фальсификацией.

Странно, что руководство Грузии отрицает потерю остальных самолетов-разведчиков, ведь любые инциденты в Абхазии сейчас ему на руку. Hermes 450 — игрушка недорогая, а ставка — победа на парламентских выборах, которые пройдут в стране 21 мая. При схожести предвыборных программ президентской партии «Единое национальное движение» и оппозиции территориальная целостность Грузии — единственная карта, разыграв которую можно получить дополнительные голоса. Саакашвили так и не вернул Абхазию и Южную Осетию — это главный пункт критики оппозиции в адрес президентской партии. Конфронтация с российскими миротворцами и подготовка к войне — ответ Саакашвили на обвинения в бездействии. Вспомним, что предыдущий конфликт с российскими миротворцами случился в Грузии как раз накануне недавних президентских выборов, которые Саакашвили в итоге выиграл.

Кроме того, конфронтация — это попытка получить поддержку со стороны западных союзников. Это важный фактор во внутренней грузинской политике, учитывая, что подавляющее большинство грузин проголосовало за вступление в НАТО. Тут Саакашвили преуспел: США, Великобритания, Германия и Франция в совместном коммюнике уже попеняли России за ее выход из режима экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. А 10 мая, находясь в Сухуми, заместитель помощника госсекретаря США Мэттью Брайза оправдал полеты грузинских самолетов-раз­вед­чиков над территорией респуб­лики, заявив, что «это помогает грузинской стороне чувствовать себя в безопасности и знать, что происходит или не происходит в Абхазии, какие происходят передвижения войск».

Вообще, создается ощущение, что главный адресат действий как грузинской, так и абхазской стороны — не враг по ту сторону границы, а их «большие» союзники. Абхазское руководство с обломками самолетов-разведчиков в руках добивается жестких заявлений России, снятия экономических санкций, увеличения миротворческого контингента и в конечном итоге признания. Грузия, пугая российской интервенцией, добивается не только скорейшего принятия в НАТО, но и более активной вовлеченности со стороны США. О накале пропагандистской войны свидетельствуют не только сбитые самолеты и провокации, но и совершенно бредовые теории, озвучиваемые в местных СМИ. Так, в Грузии по-южному страстно доказывают, что Россия провоцирует конфликт в Абхазии… чтобы отказаться от проведения Олимпиады в Сочи. «Путин понял, что не сможет осуществить этот проект, и обостряет ситуацию с тем, чтобы в срыве Олимпиады обвинить войну и Грузию», — говорит грузинский политолог Мамука Арешидзе.

Политические интересы как Вашингтона, так и Москвы имеют обширную географию и не сводятся к проблемам Южного Кавказа. И если цель пропагандистской войны в Тбилиси и в Сухуми — вовлечение в конфликт крупных геополитических игроков вроде России и США, тогда вероятность масштабной войны крайне мала.